12.03.2008  Инновационная экономика требует оценки всех активов и пассивов предприятий

   Власти обязаны создать легальную среду для эффективной инновационной экономики, не порождая «черных дыр» в законодательстве и не поощряя интеллектуальную ренту, возникающую из приватизации госактивов. Такое заявление сделал председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на прошедшей 12 марта научно-практической конференции «Переход к инновационной экономике через рынок инновационной собственности».
   С. Степашин напомнил, что обозначенная главой государства масштабная задача всеобщей модернизации экономики страны и обновления ее производственных активов поставлена впервые. Решение этой задачи позволит в разы повысить производительность труда и, как следствие, качество жизни в стране. «Выработка критериев оценки успешности инновационной политики невозможна без системы контроля по оценке конечного результата с учетом каждой единицы потраченных ресурсов на достижение цели», - утверждает глава СП РФ. При этом он настаивает на том, что задача государственной инновационной политики как политики выработки и внедрения нового знания в производство и управление должна выходить за рамки узкотехнических показателей, таких как «выработка инноваций» на одного человека или снижение потерь при расходовании финансовых средств.
   Глава СП РФ считает, что необходимо создавать конкретные механизмы, стимулирующие инновационное развитие. Но до сих пор, по его словам, разговоров больше, чем дела. «Разговоры об "ускорении инноваций" в нашей стране по своей продолжительности могут сравниться только с дискуссией на тему двух главных бед – дураков и дорог. Из года в год мы слышим одно и тоже: «все гибнет и дайте денег». При этом много времени тратим на обсуждение зарубежного опыта и почти не обсуждаем, как и что должны делать у себя в стране», - предостерег С. Степашин.
   Он напомнил, что ключевой проблемой для России было то, что интеллектуальная собственность не воспринималась как инвестиционный ресурс. Принятие четвертой части ГК позволило сдвинуть эту проблему с мертвой точки, но правительством не всегда оперативно принимаются меры по наработке конкретных нормативных механизмов для реализации ГК.
   С. Степашин утверждает, что необходима выработка политики в отношении фундаментальных проблем, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности, оставшихся без правообладателей с 90-х годов. По его словам, у России есть своя специфика: «из-за отсутствии в течение долгого времени рынка интеллектуальной собственности, оценка ее объектов зачастую происходит не с точки зрения инвестиционных рисков, а за счет задействования административного ресурса, проще говоря, взяток». «Причины такого подхода известны: в России объекты интеллектуальной собственности пока еще ничьи, и поэтому передел особенно крупных объектов связан с бюрократическими маневрами и отступными», - пояснил С. Степашин.
   Он напомнил, что прошлогодние попытки СП РФ приступить к изучению проблемы интеллектуальной собственности натолкнулись на сопротивление, "которое палата не переживала за всю историю своей деятельности". Между тем сложившаяся практика перераспределения объектов интеллектуальной собственности создает непрозрачную среду для формирования финансовой базы хозяйствующих субъектов и ведет к скрытому перераспределению многомиллиардных активов, выведенных из под надзора как налоговых так и финансовых институтов. «Кроме того, на фоне возросшей инвестиционной активности в стране складывается весьма сложная ситуация, когда проинвентаризированные и недооцененные, согласно официальным стандартам, объекты попадают в частные руки и при этом претендуют на льготы и дешевые инвестиции со стороны государства», - считает глава СП РФ.
   По его словам, вступая в инвестиционную фазу роста экономики очень важно не допустить те же ошибки, что при проведении «дикой» приватизации 90-х. Если учесть, что речь идет о возможном появлении в несырьевом секторе экономики потенциально мощных экономических активов, имеющих важное как макроэкономическое так и социальное значение для страны в целом, то роль власти не может быть сведена только к внешнему надзору и созданию благоприятных условий для частных компаний. И силы профессиональных управленцев должны быть сосредоточены на конкретных процедурах и методах, используемых при реорганизации компаний, слиянии и разделении предприятий, продажи и покупке активов или ликвидации бизнеса. «И нельзя забывать, что принадлежность к госструктурам не является индульгенцией и не гарантирует от ошибок. Поэтому нужны не только профессиональные и ответственные исполнители, но и соответствующий надзор и контроль за госструктурами», - считает С. Степашин.
   По его словам, инновационная экономика, особенно на начальном этапе развития, требует принципиального и взвешенного подхода к оценке активов и пассивов каждого вовлеченного в нее предприятия. Поскольку объекты интеллектуальной собственности рассматриваются как инновационный ресурс, то и оценивать их финансовые активы необходимо с учетом рисков и быстро меняющейся конъюнктуры рынка. При этом за государством остается функция поддержки большой науки и развития инновационной базы, нельзя также забывать и о малом и среднем бизнесе - как важной составляющей инновационной экономики.
   «До сих пор на ниве малого и среднего бизнеса кормится масса чиновников и псевдополитиков и чувствует себя никому не подконтрольной. Поэтому счетные органы, особенно в регионах, не должны замыкаться на функции бюджетного контроля. Они должны стать частью государственной системы мониторинга и контроля за соблюдением ключевых направлений реформы по поддержке малого и среднего бизнеса. Настало время перехода к более прагматичным решениям», - заключил С. Степашин.