17.03.2008 М.Вышегородцев: бюджет выделяет на программу поддержки МБ 1, 9 млрд руб. На сегодняшний день в Москве работает около 207 тысяч малых предприятий и около 100 тысяч индивидуальных предпринимателей. Правда, количество ПБОЮЛ заметно сократилось за минувший год. Им запретили торговать крепкими спиртными напитками. Вторая волна «побегов» была вызвана запретом на ночную торговлю спиртным. «Нами многое сделано, но пока рано говорить о том, что такую систему мы сдали, как говорят в строительстве, "под ключ", - сказал в интервью "МК" руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, министр правительства г. Москвы Михаил Вышегородцев. - Бюджет города выделяет на всю программу поддержки малого бизнеса 1,9 миллиарда рублей. Кстати, по сравнению со средствами, выделяемыми на эти же цели в других регионах, да и в целом из федерального бюджета, сумма значительная. Но и эти деньги ни в какое сравнение не идут с возможностями банковского кредитования». Как рассказали "МК" в городском правительстве, в последнее время ставку делают на то, чтобы обеспечить малому бизнесу доступ к кредитам. Сегодня в Москве уже работает Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Чтобы обеспечить банкам гарантию возврата денег, московский бюджет выделяет в фонд средства, которые составляют так называемый залоговый фонд. Под этот залог банки, отобранные по конкурсу, выдают кредиты тем предприятиям, которые не могли ранее получить ссуду либо могли, но в гораздо меньших размерах (по закону города Москвы право на поддержку из городских источников имеют предприятия, включенные в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы). Нельзя забывать о том, что малому бизнесу сегодня интересны не только кредиты, но и инвестиции. Выделением инвестиций для инновационных предприятий в секторе малого бизнеса занимается Московский венчурный фонд, который был создан правительством города совместно с Минэкономразвития РФ. Объем его составляет 800 миллионов рублей. Одну половину дают московский и федеральный бюджеты, другую составляют средства частных инвесторов. На эти деньги управляющая компания отбирает инвестиционные проекты для последующего их венчурного финансирования. Если говорить о рынке микрокредитов, то он чуть ли не полностью замещен потребительским кредитованием. Объем рынка микрокредитов в столице составляет более 4 миллиардов рублей. Это неправильно, утверждают в московском правительстве. И обещают создать микрофинансовое агентство на базе соответствующего закона. "Таким образом, сохранив субсидии, которые мы продолжаем предприятиям выдавать бюджетными деньгами, нарастив финансовую поддержку с помощью Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, создав венчурный фонд и микрофинансовое агентство, мы наконец получим замкнутую систему финансовой поддержки малого бизнеса", - говорит Михаил Вышегородцев. По уверению экспертов, банки сегодня готовы драться за предпринимателей-заемщиков. Но беда в том, что "маленькие" легализуются очень неохотно. Проработав долгое время «в тени», очень сложно взять и раскрыть свои доходы. А любому банку нужна гарантия возвращения занятых средств. "Мы заинтересованы в том, чтобы "маленькие" были реальными налогоплательщиками. Как и в том, чтобы наши московские предприниматели становились еще и собственниками, потому что наличие собственности также выводит «из тени» предпринимателя - ему есть что терять", - добавляет руководитель ДПиРМП. В Москве была запущена программа строительства многофункциональных деловых центров, бизнес-инкубаторов и технопарков. Работает она по принципу долевого строительства. Механизм простой: на этапе строительства собирается пул малых предприятий, которые отобраны по конкурсу. И они финансируют этот процесс, после окончания которого получают в совместную долевую собственность те площади, которые они проинвестировали. Впрочем, есть у этого процесса и ограничения в защиту "маленьких": правительство ограничивает участников по площадям: 300 метров - это офисная площадь, 500 метров - это производственная. Хотя, как рассказали "МК" в столичном правительстве, случаются и исключения из правил. Бывает так, что реально малые предприятия нуждаются в большем объеме промышленно-производственных площадей. И тогда можно прийти в департамент, и вопрос будет рассмотрен в отдельном порядке. Еще в прошлом году мэр столицы Юрий Лужков дал поручение всем префектам подобрать по пять земельных участков в каждом административном округе города Москвы. К сожалению, из этого перечня исключен Центральный административный округ в связи с загруженностью офисными помещениями. Но другие административные округа предложили большее количество земельных участков. Сегодня готовы к приходу малого бизнеса уже 74 площадки. И они активно разрабатываются. Тем не менее, по подсчетам экспертов, дефицит нежилой недвижимости в Москве составляет около 5 миллионов квадратных метров. Однако доподлинно известно, что малый бизнес в одиночку не потянет строительно-инвестиционные контракты. Но город берет на себя затраты на предпроектные проработки (после того как проект готов и прошел экспертизу, объявляются конкурсы и на генподрядчика, и на соинвесторов, и уже пул соинвесторов начинает финансировать реализацию этого строительного проекта). За три года нужно построить 1 миллион квадратных метров таких многофункциональных деловых центров. Это прописано в Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства, заверили "МК" в Экспертном совете по поддержке малого и среднего предпринимательства при мэре и правительстве Москвы. На данный момент 60% московского малого бизнеса - торговля. Но ни для кого не секрет, что "маленькие" - это надежда и опора любого общества (для справки: 50% продовольствия России прибывает из личных подсобных хозяйств граждан). А потому неплохо было бы внедрить их и в сферу переработки, строительства и обслуживания ЖКХ. Да и не стоит забывать о том, что Москва все больше становится туристическим центром страны. А это значит, что вскоре сервисный бизнес, как и в других странах мира, станет превалировать над другими видами зарабатывания денег. Вероятно, потому власти сделали ставку на строительство технопарков и бизнес-инкубаторов (уже готовы бизнес-инкубаторы в Строгине, Зеленограде и "Нагатино-ЗИЛ"). Также принято решение о возведении технопарков в Кожухове, строится специализированная территория малого бизнеса в Зеленограде. Ведь понятно, что на старте особенно важно оказать помощь на уровне сервис-консультаций, сервис-маркетинга и сервис-рекламы. Другое дело, что представителям малого бизнеса для развития или переквалификации порой просто не хватает ума-разума. В столице существуют программы подготовки и переподготовки, повышения квалификации для молодежи, военнослужащих, а также для людей, которые имели длительный перерыв в работе в связи с рождением детей или получением инвалидности. Эти программы на 100% оплачиваются из бюджета. Открыты бухгалтерские курсы, за которые граждане платят в режиме "50 на 50" (половину сами, а половину - государство). Есть обучающие программы, которые полностью оплачивает сам предприниматель. Для таких семинаров предоставляется Центральный дом предпринимателей, в котором происходят настоящие "сражения" за ту или иную идею. Власти слушают бизнесменов, а те - их. Считается, что в налаживании отношений между государством и малым бизнесом большую роль играет федеральный закон о госзакупках, который предусматривает, что от 10 до 20% госзаказа (в варианте Москвы - городского заказа) должно быть распределено среди субъектов малого бизнеса. Это значит, что из тех денег, которые бюджет тратит на благоустройство, озеленение и ремонты, как минимум 10%, а максимум 20% должно осесть на счетах представителей малого бизнеса. Департамент поддержки малого предпринимательства города Москвы подал заявку в Тендерный комитет с предложением открыть в городе еще одну единую торговую площадку, которая будет заниматься этими торгами. Последние данные говорят о том, что по столице среднее количество горзаказа, который получил малый бизнес, составляет 18%, сообщает "МК". ИА "Альянс Медиа" |