22.03.2008  Особенности инновационной экономики

   В последнее время все настойчивее говорят о смене курса и переходе от традиционной российской сырьевой экономики к новой, инновационной, ориентирующейся на высокие технологии и непрерывное внедрение новшеств. Так что же такое инновационная экономика, и что она дает?
   Инновационная экономика базируется прежде всего на осознании роли новаций в современном мире и инновационной составляющей в структуре практически всех бизнес-процессов. Сегодня многие компании, особенно крупные, на практике создают специальные отделы инновационного развития (службы нововведений, научно-технические центры), подразделения НИОКР (лаборатории и мастерские), прогнозно-аналитические департаменты и отделы развития (“офисы будущего”), развивают системы управления знаниями, учреждают технопарки и агентства по трансфертам технологий и т.п. Кроме того, для инновационного поиска все чаще привлекаются сторонние консультанты, специалисты и эксперты. Некоторые корпорации начинают непосредственно специализироваться на инновационных проектах и их коммерциализации (технологические компании, венчурные фирмы). Другие делают значительное внутреннее смещение к высокотехнологичной индустрии и наукоемким продуктам.
   Для инновационных (инновационноориентированных) компаний, находящихся в центре новой экономики, характерными чертами являются:
   * массовая творческая активность персонала, поощрение самовыражения личности, инициативы и поиска;
   * высокий уровень развития коммуникаций, межличностных отношений и современных информационных технологий;
   * предпринимательское поведение, направленное на освоение новых процессов и реализацию новых идей, способность персонала к непрерывному обучению, к соединению теории и практики;
   * преобразующий и проактивный характер менеджмента, оптимизация рисков и доходности, вариативность, гибкость и адаптивность организационных форм;
   * активное использование современных компьютеров и других средств информационного и интеллектуального обеспечения, ресурсов интернета и интранета.
   Основной эффект инноватизации заключается в том, что через осознанное инновационное развитие современная компания обеспечивает себе эффективное выживание и высокие темпы роста в долгосрочной перспективе. Само понятие “инновация” (в широком смысле слова) интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В частности, Брайан Твисс (современный исследователь в области теории инноваций) определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.
   Радикальные инновационные проекты, связанные с внедрением новых продуктов и технологий, могут дать прирост эффективности бизнеса на 50—100%. Структурные изменения за счет снижения доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукции, а также внедрение новых механизмов управления могут привести к росту эффективности на 30—60%. Быстрореализуемые резервы (за счет новых управленческих решений), а также улучшающие инновации дают рост эффективности на 10—30%.
   Ускорение темпов инноватизации в последние годы наглядно видно на примере сокращения периода освоения изобретений. Так, время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло для бумаги 1000 лет, паровой машины — 80 лет, телефона — 50, самолета — 20 лет. Для внедрения транзисторной техники потребовалось уже три года, волновых передач — год, лазеров — полгода, а для факсов — всего три месяца. И этот список можно продолжать почти до бесконечности. Жизненный цикл товаров стал короче, номенклатура шире, а объемы выпуска меньше. Резко возросли требования потребителей к уровню качества продукции и обслуживания, а также к срокам исполнения заказов. Технологические процессы усложнились, производственные линии стали интеллектуальнее, а труд работников — более творческим и креативным.
   Если употребить терминологию представителей стокгольмской школы бизнеса, то индустрия новых технологий — это самый настоящий “бизнес в стиле фанк”. То есть это бизнес, который приходится делать в неопределенной, изменчивой среде с довольно высокими рисками. В новой экономике возросшая скорость и темп жизни становятся нормой. Сегодня компьютер теряет приблизительно 1% своей стоимости в неделю. Неудивительно, что участникам бизнеса hi-tech приходится жить по принципу “либо ты быстрый, либо ты мертвый”. Конкуренция в этой среде довольно жесткая. Так, на рынке микропроцессоров ADM соревнуется с Intel (не считая других более мелких производителей), крупнейшие производители компьютеров (IBM, DELL, COMPAQ) нацелены на создание из этих компонентов самых быстрых и мощных машин. Фирмы Apple, HP, Microsoft, Sun Microsystems и начинающие компании, такие как Be и Red Hat Software, соперничают в деле совершенствования программного обеспечения, а Cisco, Nortel, 3Com — в области сетевой инфраструктуры и т. д.
   Высокая степень конкуренции вызывает появление все новых и новых технологий. Иногда они влияют только на одну компанию, иногда — на индустрию в целом. Поэтому важно быстро оценить ситуацию и понять, в каком направлении двигаться дальше. Такие переломные моменты один из основателей компании Intel Эндрю Гроув называет “точками перегиба”, которые случаются в судьбе каждой компании. Конкуренция заставляет производителей разрабатывать и выпускать новую продукцию лучшего качества и по более низкой цене.
   Даже признанные лидеры IT-индустрии не могут позволить себе расслабиться ни на минуту — конкуренты могут быстро скопировать и даже усовершенствовать их продукт, отобрав значительный сегмент рынка.
   По мнению создателя Microsoft Билла Гейтса, ключевая концепция современного бизнеса — скорость. Под этим он понимает и скорость изменения характера бизнеса, и вопросы оперативности управления бизнес-процессами, и динамику изменения образа жизни потребителей, и скорость роста качества продукции. Основа успеха в новой экономике — это грамотное управление огромным потоком информации, использование возможностей новых информационных технологий. В информационную эру недостаточно иметь умных сотрудников, солидный счет в банке и замечательные продукты. Необходимо еще и обеспечить в компании быстрое движение полезной информации, которое поможет лучше организовать рабочие процессы, повысить качество продукции и эффективность деятельности.
   Для успешной работы в информационную эру компании специально разрабатывают новую электронную инфраструктуру, которую Билл Гейтс называет “электронной нервной системой” (ЭНС) и сравнивает с нервной системой человека. Реальная нервная система приводит в действие наши рефлексы, которые позволяют нам адекватно реагировать на возникновение опасности или потребности; предоставляет информацию, необходимую для анализа ситуации и принятия решений. Так и компаниям важно иметь свою “нервную систему”. Ту, что обеспечит ей устойчивое и эффективное развитие, гарантирует незамедлительный ответ на чрезвычайную ситуацию, своевременно известит о появлении новых угроз или возможностей, быстро донесет полезную информацию и не допустит проволочек в принятии решений.
   Для создания ЭНС требуется специальное оборудование и программное обеспечение. От обычной компьютерной сети ее отличают точность, оперативность и богатство предоставляемой информации, что дает работникам умственного труда возможность осуществлять коллективную деятельность и вырабатывать оригинальные решения. ЭНС может избавить от бремени старых бумажных процессов, высвободить время для решения стратегически важных вопросов. А эффективный контур электронной обратной связи обеспечивает быструю адаптацию в условиях постоянно изменяющейся среды. В целом ЭНС позволит вести бизнес со скоростью мысли, а это и есть ключ к успеху в XXI веке.
   Современные компьютерные сети позволяют получать и предоставлять данные простыми и дешевыми способами. Сотрудники получают доступ к финансовым производственным и другим базовым операциям компании, а также к обратной связи с клиентами. В результате они имеют возможность оперативно откликаться на события и адаптироваться к изменяющейся ситуации.