03.04.2008 Инновационной России крайне не хватает кадров «Проблемы инноваций сегодня волнуют всех», - такими словами председатель Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев открыл в четверг, 3 апреля, круглый стол «Законодательная поддержка процессов формирования кадрового потенциала инновационного развития России». Действительно, для того экономического рывка, который необходим сегодня нашей стране с учетом амбициозных задач, поставленных правительством, развитие высоких технологий является необходимым условием. Однако эту задачу невозможно решить без специалистов, которые, собственно, и должны создавать эти инновации, а также без квалифицированных рабочих кадров. Относительно оптимистично оценивает сложившуюся в сфере подготовки кадров ситуацию только Минобрнауки, тогда как бизнес-сообщество заявляет о практически полностью разрушенной системе начального и среднего профессионального образования, да и подготовку специалистов вузами считает недостаточно отвечающей их требованиям. Участники круглого стола предприняли попытку разобраться, что необходимо сделать для развития эффективной системы подготовки кадров всех уровней, которые отвечали бы запросам современной экономики. Как заметил первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию Юрий Карабасов, прежде всего нужно было объединить усилия властных структур и предпринимательских организаций, с тем чтобы выработать единые требования к подготовке специалистов. По его мнению, такое взаимодействие «состоялось», и результатом этой совместной работы стала подготовка 66-ти образовательных стандартов. Теперь пришла пора создать на государственном уровне стимулы, которые подвигли бы предприятия более активно взаимодействовать с системой образования, и в первую очередь это должны быть налоговые стимулы. В то же время необходимо поддерживать инновационную среду и в самих вузах, в то время как сегодня, по мнению Ю.Карабасова, образовательные учреждения «вырваны из инновационного процесса»: они не могут продавать патенты или объекты интеллектуальной собственности, поставить интеллектуальную собственность на баланс или же создавать малые наукоемкие предприятия. «Нужно дать возможность вузам заниматься инновационной деятельностью», - подчеркнул он. Для решения этих и многих других задач необходимо соответствующее законодательное обеспечение, над созданием которого работает Минобрнауки. Как рассказал заместитель министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин, в условиях меняющейся структуры экономики прежде всего необходимо создать «интегрированный правовой акт в сфере образования», и эта работа стоит в плане законопроектной деятельности министерства. Кроме того, в ближайшее время планируется внести в Госдуму законопроект о патентных поверенных, который должен быть принят в развитие IV части Гражданского кодекса. Ю.Сентюрин рассчитывает, что депутаты успеют рассмотреть его в весеннюю сессию. Также министерством разработан законопроект о фондах государственной и негосударственной поддержки инновационной деятельности, который позволит увеличить финансирование инновационных проектов за счет внебюджетных источников. Наконец, по словам министра, «нельзя обойтись» и без закона, который позволял бы бюджетным образовательным учреждениям создавать малые наукоемкие компании. В целом же Ю.Сентюрин довольно оптимистично оценил развитие российской системы профессионального образования, заявив, что начальное и среднее ее звенья «не уничтожены». В то же время он оговорился, что утверждать это можно лишь относительно количества учебных учреждений начального и среднего профессионального образования, а не их качества. Также министр считает, что система высших учебных заведений «достаточно активно реагирует на требования развивающейся экономики, своевременно инициируя открытие новых направлений подготовки специалистов». Представители бизнеса и образовательных учреждений не разделили оптимизма Минобрнауки. Так, исполнительный вице-президент РСПП Андрей Свинаренко заявил, что сложившаяся в РФ система профессиональной подготовки не отвечает сегодняшним потребностям непрерывного образования специалистов. По его мнению, требования профессиональных стандартов должны быть учтены в стандартах образовательных, а представители бизнеса должны влиять на учебный процесс. То есть, пояснил А.Свинаренко, в РФ «должна быть выстроена система общественно-профессиональной сертификации» при подготовке специалистов. Он также согласился с необходимостью введения в законодательство стимулов для предпринимательских вложений в развитие системы образования, и прежде всего это касается создания «нормального режима налогообложения таких расходов». Участники круглого стола в своих выступлениях отметили еще целый ряд проблем подготовки специалистов в РФ, среди которых назывались нежелание выпускников учебных заведений работать по специальности, старение кадров, практически уничтоженная система профтехобразования, отсутствие платежеспособного спроса на научно-технические разработки со стороны промышленности. Также подчеркивалась необходимость создания в стране системы льгот и преференций для инновационных предприятий. Участники заседания считают необходимым обратиться в Минобрнауки с предложением доработать ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. с учетом высказанные замечаний и предложений. |