17.04.2008  Татарстан: малому бизнесу сулят большие выгоды в инновационной сфере

   Председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан Тимур Шагивалеев высказался на брифинге в кабмине РТ в пользу переориентации малого бизнеса в республике с преимущественно торговых операций на производство, причем подчеркнул, что будущее здесь не за одиночками, а за отраслевыми ассоциациями малых и средних предпринимательских структур. Очевидно, что тезис, выражающий позицию комитета, нуждается в пояснениях. Тимур Шагивалеев прокомментировал ситуацию.
   В.: В Татарстане реализуется курс на диверсификацию экономики, увеличение удельного веса инновационных предприятий, продукции с высокой долей добавочной стоимости, но насколько целесообразно "втаскивать" в эту нишу малых предпринимателей? Во-первых, очевидно, что инновационный бизнес - дело куда более высокорисковое, чем сфера услуг и торговля, а во-вторых, во всем мире как раз в этих сферах малое предпринимательство и существует. Не пострадают ли в результате и сам малый бизнес, и потребительский рынок?
   
О.: Я призываю предпринимателей концентрироваться на промышленном производстве, причем в инновационной сфере, в том числе и потому, что сейчас, поверьте, это факт, здесь можно заработать более серьезные деньги, чем приносит торговля. На мой взгляд, сегодня выгодно вкладываться в полимеры, автокомпоненты, в сферу IT-технологий. Причем в Татарстане ведь создана и развивается база для организации подобных производств - это индустриальные парки с готовой инфрастуктурой.
   В.: Таких парков в республике достаточно, на ваш взгляд?
   
О.: Один ИП уже работает - это "КИТ-Мастер". В течение ближайших 2-3 лет мы планируем построить еще 2-3 парка в промышленных центрах республики.
   В.: Многих предпринимателей, "застрявших" в торговле, удерживает от перехода в реальный сектор высокая цена аренды помещений. Есть ли в планах комитета реализация льготной программы по приобретению коммерческой недвижимости, например, путем компенсации части процентной ставки?
   
О.: Пока у меня готового ответа нет. Вообще мы готовы рассматривать любые предложения предпринимателей, однако их активность пока оставляет желать лучшего. Думаю, причина в недостаточной "раскрученности" государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
   В.: Одной из проблем взаимодействия государства и малого бизнеса в части поддержки последнего вы назвали сложности с учетом предпринимателей...
   
О.: Действительно, имеющаяся в нашем распоряжении статистика не отражает реальной картины. Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства в целях решения вопроса планирует теснее сотрудничать с предпринимательскими ассоциациями.
   В.: Однако не секрет, что большинство предпринимателей работают без вступления в какие-либо объединения, тем более в сфере малого бизнеса. На ваш взгляд, почему?
   
О.: Да, это проблема. Причина, почему ассоциации не имеют возможности привлекать в свои ряды достаточно членов, заключается, на мой взгляд, в том, что пока что бизнес не может получить четкий ответ на вопрос, в чем польза от его вступления в ту или иную ассоциацию. Мы пока осторожно изучаем возможность передачи ассоциациям права выработки сертификатов надежных поставщиков. Сумеем сделать это, у ассоциаций появляется ресурс, и все компании, которые в этой отрасли работают, охотно, думаю, пополнят ряды членов ассоциации. В качестве дополнительного эффекта мы сможет получать от ассоциаций существенно более полный объем информации об этих компаниях, а Комитет по развитию МСБ, в свою очередь, более четко определять и устранять слабые места в деятельности предпринимательских структур.
   В.: На недавнем брифинге вы озвучили предложения Правительственной комиссии по развитию МСБ, заседание которой с участием премьер-министра РТ прошло в Москве неделю назад. Это, напомним, отмена кассовых аппаратов при ЕНВД, право безаукционного выкупа предпринимателями государственной недвижимости, арендуемой более 3-х лет, бюджетная компенсация 30% платы за технологическое подсоединение к электросети (до 100 кВт). Скажите, сколько времени потребуется, чтобы данные насущные меры обрели статус федерального закона?
   
О.: Полагаю, это займет несколько месяцев, то есть соответствующие изменения в законодательство будут внесены до конца этого года.