05.05.2008 Внимание к малым компаниям - не разовая акция "Малые фирмы возьмут на себя роль основного локомотива инновационного бизнеса. Правительство же будет выступать в роли садовника - всячески ухаживать, холить и лелеять ростки малого инновационного предпринимательства", - заявил Евгений Федоров, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ. Своим мнением он поделился с МК. В.: О малом бизнесе как-то все разом вспомнили. Чем вызвано столь повышенное внимание к предпринимателям? О.: Внимание к малым компаниям не разовая акция. Россия взяла новый курс, который называется "национальная экономика". В ее основе - интересы российских граждан, нации. С 90-х годов мировое сообщество воспринимает Россию с позиции сырьевого поставщика. Теперь мы переходим к инновационной модели развития экономики - высоконаучной, технологичной, производственной. Соответственно, в отношении малых предприятий теперь новые ожидания, но и новые требования. Во-первых, малый бизнес должен стать источником новой прослойки российского общества - среднего класса. И тут президент поставил довольно жесткие условия: уже к 2020 году не менее 70% трудоспособного населения должно быть задействовано в сфере малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, малые фирмы возьмут на себя роль основного локомотива инновационного бизнеса. Мировая практика доказала, что в сфере НИОКР гораздо эффективнее, предприимчивее и доходнее именно компании среднего и малого размера. В.: Новый официальный курс на малый и средний бизнес каким образом может отразиться на крупных компаниях и энергетических монополистах? О.: Вне зависимости от размера бизнеса мы выделили для себя его приоритетные направления. Инновационный бизнес, глубокая переработка, высокотехнологичные производства найдут поддержку и в виде налоговых послаблений, и в виде каких-то специальных государственных форм поддержки. С другой стороны, продолжится реформирование энергетических монополий, и пойдет оно скорее всего по пути ликвидации монополий, там, где это будет необходимо. В целом структура экономики будет меняться, в том числе за счет повышения эффективности применения таких классических инструментов, как налоги, система государственной поддержки приоритетных отраслей и других. В.: Давайте рассмотрим два варианта развития событий. Первый вариант - малый бизнес в нашей стране остается предоставленным самому себе. Второй вариант - активное и позитивное вмешательство в жизнь предпринимателей. Что оно даст? О.: Оставить все как есть нельзя. До определенного момента малый бизнес в нашей стране действительно развивался. Но как-то однобоко и больше вопреки: Указ первого Президента России Бориса Ельцина о свободе предпринимательства стал некой отдушиной для инициативных и предприимчивых граждан. Но отдушина оказалась очень узкой и жестко ограниченной. Государство осталось в стороне от забот и проблем малого предпринимательства. Поэтому малый бизнес сегодня занимает исключительно сферу услуг, торговли и в незначительной степени сферу производства, причем производства первичного. В регионах вообще сложилась весьма неприятная ситуация. Чиновники решают, какие компании будут существовать, а какие - нет. Если фирма приближена к чиновничьему аппарату, ей гарантирован заработок; если нет - ее выдавят с рынка. При этом в любом случае мы говорим лишь о выживании. Ни о какой поддержке малых предприятий, их развитии речи не идет. Такую ситуацию нельзя сохранять. Ее нужно рушить, причем очень быстро. Только в прошлом году было сформулировано и законодательно определено само понятие малого бизнеса. В рамочном законе о малом бизнесе наконец-то более или менее четко определили, что такое малый и что такое средний бизнес. Когда определились с предметом регулирования, стали вырисовываться и возможные варианты его поддержки, развития, защиты. В.: Как в целом будет выглядеть программа экономической поддержки малого бизнеса? О.: Условно весь малый бизнес мы разделили на две части. Первая - это компании, нуждающиеся в поддержке и развитии. Вторая половина малого бизнеса - фирмы, которым необходима всесторонняя защита. Новым и уже действующим фирмам в сфере новых технологий, инноваций, высокотехнологичного производства будет оказываться налоговая, финансовая, консультационная и прочая поддержка. Правительство будет выступать в данном случае в роли садовника - всячески ухаживать, холить и лелеять ростки малого инновационного предпринимательства. И в данном варианте все меры хороши - и субсидии, и система технопарков, госзаказы. В то же время старые компании, которые уже нашли свое призвание в сфере торговли, услуг, производства, государство защитит, и прежде всего от чиновничьего произвола, от повышенной бюрократии. В.: Какие институты государственной структуры подвергнутся реформированию? О.: Налоговая система, выстроенная в соответствии с принципами сырьевой экономики, не соответствует новому, инновационно ориентированному бизнесу. Поэтому мы подвергнем ее серьезным перестройкам. В самых ближайших планах - снижение НДС. Постепенно будет принят ряд новых законопроектов, подстроенных именно под сферу НИОКР, научных малых предприятий. Еще одна проблема, которую следует решать также весьма оперативно, - это организация системы учета нематериальных активов. Согласно данным Счетной палаты, оборот нематериальных активов в России составляет не более 0,3%. Аналогичные показатели в европейских странах выше в 100 раз - 30%. Но это не означает, что отечественные компании не покупают авторские права, патенты, лицензии. Еще одна больная тема - защита собственности. Государство долго отворачивалось от того, что крупный, а теперь уже средний бизнес целенаправленно выводил свои средства в офшоры. Причем предприниматели проводили столь рискованные и довольно дорогие операции не с целью ухода от налогов. Нет, они боялись потерять свои активы, свое имущество. Люди боятся быть прямыми собственниками в России. "Малыши" и "середнячки" страдают от чиновничьего аппарата особенно сильно. В краткосрочной перспективе будет принят ряд законов, ограничивающих количество проверок и резко сокращающих число проверяющих, а самое главное - их полномочия. Проверять любую компанию можно будет только с разрешения прокуратуры. В долгосрочной перспективе мы видим новую структуру - саморегулируемые советы предпринимателей. Они будут наделены теми же правами, что и чиновники на местах. Таким образом, бизнес постепенно дорастет до чиновников, а со временем сможет стать и выше. В новом законе, который уже принят, оговорена такая структура, как советы малого бизнеса. Мы же хотим существенно усилить роль и вес этих советов. Вплоть до того, что любые проверки предпринимателей будут осуществляться только по методикам или с санкций этих советов. Причем в будущем советы заменят саморегулирующимися организациями малого бизнеса. Но для этого мы должны развить соответствующее законодательство, создать специальный инструментарий, наделяющий советы теми же возможностями, что и государственные органы. В целом нас ждет абсолютно новый магистральный путь, который станет реальным толчком для развития полноценного гражданского общества. В.: Вопрос, также волнующий малый бизнес: что произойдет с сертификатами? Россия не признает международных стандартов и документов, подтверждающих качество и оригинальность продукции. При этом качество товаров на внутреннем рынке не повышается. А дополнительная процедура сертификации в российских НИИ дорого обходится и крупным компаниям, и средним, и тем более мелким. О.: Мы разрабатываем рамочный закон. И с его принятием бизнес может рассчитывать на сокращение объемов сертификации, а в некоторых сферах - и на уведомительный порядок. В.: На общем фоне российского предпринимательства как, на ваш взгляд, смотрится Москва? О.: Москва - наиболее благополучный регион с точки зрения поддержки и развития малых предприятий. Она действительно лидирует. Особенно хотелось бы выделить успехи московского правительства в сфере защиты предпринимательства. Но опыт Москвы не везде приемлем. Это крупный регион, столица. Малых компаний в Москве сотни тысяч. В то время как в регионах их в разы меньше. Москва не жалеет колоссальные ресурсы на поддержание своих предпринимателей. А такую роскошь могут позволить себе лишь единичные регионы. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец" |