04.08.2004 Московская область: Силиконовой долины не будет В системе российских наукоградов начался кризис, вызванный конфликтами, возникшими между руководителями практически всех градообразующих научно-производственных комплексов и местными администрациями. Яблоком раздора стали бюджетные средства, которые государство выделяет наукоградам на финансирование инновационных программ. Эти программы разрабатываются совместными усилиями руководителей научных центров и администрациями наукоградов, а затем утверждаются руководителями регионов, федеральным правительством и президентом страны. Однако в России, как известно, строгость законов и предписаний уравновешивается необязательностью их исполнения. Все дело в том, что государственные субсидии поступают не на счета предприятий, а попадают в распоряжение местных властей. И те уже тратят их по своему усмотрению. В частности, проверка Счетной палатой Обнинска и Дубны показала, что только около 20 % федеральных средств расходуется на научные программы. Остальные деньги направляются на поддержание городской инфраструктуры, главным образом, на нужды ЖКХ и дорожное строительство. Аналогичная ситуация сложилась и в Кольцово. Бюджетные деньги, поступившие в этот академгородок Новосибирской области, были направлены не в Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Векток», а пошли на уплату городских долгов «Газпрому» и «РАО ЕЭС России». А недавно на тропу бюджетной войны вышли глава Реутова Александр Ходырев и генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «НПО машиностроение» Герберт Ефремов. Подмосковный Реутов, известный всему миру благодаря своему центру по разработке комплексов с универсальными баллистическими ракетами, получил статус наукограда только в декабре прошлого года. Как рассказал Герберт Ефремов, руководитель местной администрации Александр Ходырев клятвенно заверял руководство страны, что в случае получения "счастливого билетика", дающего право на господдержку науки, в Реутове не будут повторять ошибок других научных центров страны . Глава города утверждал , что государственные субсидии будут целиком направлены на развитие высокотехнологичного производства, а поддержание городской инфраструктуры планируется осуществлять исключительно за счет налоговых поступлений в городскую казну. Кремль и Белый дом дали добро на программу развития Реутова и, в частности, на 7 подпрограмм, которые должны быть реализованы до 2007 года. В их числе высокорентабельные коммерческие проекты, такие как создание инфраструктуры для продажи спутников радиолокационного наблюдения и информации дистанционного зондирования. В планах «НПО Машиностроение» производство семейства микроспутников на базе платформы «Бауманец». Есть и чисто «земные» проекты. Например, ученые Реутова планируют на основе тепловидения создать приборы диагностики изоляторов, на которые подвешены провода вдоль железных дорог. С помощью таких тепловизоров можно будет за день–два выяснить состояние всех изоляторов на Казанской железной дороге и в плановом режиме провести их замену. На 7 подпрограмм государство обещало выделить 2 миллиарда рублей. Но пока, по объективным причинам, финансовые вливания осуществляются по принципу "то густо, то пусто". Это вызвано тем, что законодатели не успели включить эти средства в бюджет 2004 года, и полноценное финансирование начнется лишь в 2005 году. А в нынешнем году на счета наукограда перечислено всего 23,5 миллиона рублей. Да и их, по словам Герберта Ефремова, городские власти не торопятся тратить на науку, предпочитая пустить их на текущие нужды. Заместитель главы администрации Юрий Козлов так объяснил перемену настроя отцов города: “«Для того чтобы внедрить сложную новую технологию не хватит даже тех денег, которые были выделены из бюджета на все вместе взятые наукограды страны». А раз денег на инновационные технологии все равно не хватает, так не лучше ли направить их на социалку?” Таким образом, Реутов не стал исключением из правил. Герберт Ефремов утверждает, что первая же государственная проверка реализации программы закончится скандалом. « При таком подходе «НПО Машиностроение» не будет участвовать в обмане президента и государства», - заявляет генеральный директор предприятия. Как же вывести наукограды из системного кризиса? Часть экспертов считает, что нужно вернуться к системе управления научными центрами, разработанной еще в советские времена. По их мнению, администрации наукоградов и руководители регионов в принципе не в состоянии воплотить в жизнь инновационные высокотехнологичные проекты. Поэтому научно-производственные комплексы лучше вернуть под крышу профильных министерств и ведомств. В частности, ФГУП «НПО Машиностроение» отдать в ведение Федерального космического агентства. Кроме того, ученые предлагают ускорить организацию технополисов. Тогда научно- производственные объединения обретут независимость от администраций наукоградов. Они будут иметь свою таможню, свою программу ипотечного строительства и т.д. Однако есть среди экспертов и такие, кто призывает не торопиться хоронить закон « О статусе наукоградов Российской Федерации». Ведь ему только 5 лет от роду, и, возможно, нынешний кризис - всего лишь болезнь роста. |