12.05.2008 На развитие российской радиоэлектроники израсходуют 187 млрд руб. О стратегии развития радиоэлектронного комплекса России на период до 2015 года рассказал на брифинге, состоявшемся в выставочном комплексе «Экспоцентр», заместитель главы Федерального агентства по промышленности Юрий Борисов. Он отметил, что стратегия, утвержденная в августе 2007 года, повлекла за собой принятие в ноябре 2007 года федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию отечественной радиоэлектроники. Данная ФЦП, по словам Ю.Борисова, раскрывает механизмы реализации предложенной стратегии. Радиоэлектронный комплекс страны – это всеобъемлющая система производства элементной базы, на российском рынке практически нет ниши, в которой бы не были задействованы элементы радиоэлектроники. В комплекс входит более четырехсот предприятий, на которых занято более четырехсот тысяч инженеров и около трехсот тысяч рабочих. «Как показало недавнее исследование, радиоэлектронный комплекс находится в глубоком системном кризисе: объем импорта оценивается в 60%, и наша задача – изменить эту пропорцию хотя бы на 10% в нашу пользу», - заявил Ю.Борисов. Стратегия развития отрасли, по его словам, дает отечественной промышленности возможность заместить импорт сначала на уровне элементной базы и постепенно подняться на уровень узлов и агрегатов. Стратегия не только прогнозирует развитие отрасли, но и ставит перед российскими радиоэлектронными предприятиями конкретные задачи. «Среди механизмов реализации стратегии особое внимание уделяется частно-государственному партнерству, ведь за годы реформ ряд активов оказались в частной собственности, и государству пришлось выстроить стратегию взаимодействия с частными собственниками», - заметил Ю.Борисов. Основной упор в стратегии делается на развитие микроэлектроники, СВЧ-техники, оптоэлектроники, квантовой электроники. «Мы должны восстановить паритет с импортом не только в специальных отраслях. Например, перед отраслью стоит задача выпуска средств электронной идентификации - новых паспортов и электронных документов. Остро стоит и проблема выпуска глобальных навигационных систем с акцентом на госпотребителей. Скоро страна перейдет на цифровой формат телевещания, и перед радиоэлектроникой стоит задача «не упустить» рынок цифрового телевидения», - подчеркнул Ю.Борисов. С помощью ФЦП российские предприятия смогут перейти к освоению новых ниш, достичь новых технологических уровней. Ю.Борисов заявил, что является сторонником протекционистских мер по отношению к отечественным производителям, однако противником заградительных импортных пошлин на те комплектующие, которые в России не производятся. «Выпуск ФЦП и Стратегии развития радиоэлектроники в РФ является сигналом для бизнеса: до 2015 года предполагается профинансировать программу более чем на 100 млрд рублей, а всего, с привлечением частных средств, предполагается израсходовать 187 млрд рублей», - отметил Ю.Борисов. Он добавил, что выступает сторонником «контрактных производств» в России, то есть сборочных предприятий, выступающих под иностранными марками, прибыль от которых преимущественно остается в России. «Если вы уже посетили экспозицию «Связь-Экспоком-2008», то видели, что российские предприятия могут производить качественные электронные табло, плазменные экраны телевидения высокой четкости, системы управления воздушным движением и многое, многое другое. Нет никаких поводов к тому, чтобы отдавать эти рынки западным производителям», - считает Ю.Борисов. Огромным стимулом для развития отрасли является, по его словам, Олимпиада в Сочи. Анализируя Олимпиаду-80 в Москве, эксперты пришли к выводу, что она явилась серьезным толчком для развития советской радиоэлектроники. Такой же шанс есть у российских предприятий и теперь, полагает Ю.Борисов. Оригинальные решения по предоставлению инфокоммуникационных услуг гостям Олимпиады-2014 в гористой местности поднимут российский радиоэлектронный комплекс на качественно новую ступень. «Нам придется функционировать в чисто рыночных условиях: никаких преференций нам никто не даст. Придется биться за этот сегмент в условиях прямой конкуренции с западными производителями», - заключил Ю.Борисов. По его словам, особенно жесткая конкуренция вскоре развернется на поле навигационных систем. Приемники-коммуникаторы «ГЛОНАСС», выпуск которых пока налаживается с трудом, отчего программа второй год подвергается критике со всех сторон, будут ловить не только сигналы системы GPS, но и системы Galileo. Они будут многофункциональными, а, значит, в числе стран, которые могут заинтересоваться «ГЛОНАСС», не только близкие страны, такие как Беларусь и Казахстан, но также Индия и Китай. «Чудес не бывает: в ближайшее время доминировать на рынке навигационных систем мы не будем. Доходы для «космической» части программы должны поступать от «земной», то есть от реализации услуг населению. В России нет ни одного производителя мобильных телефонов – этот рынок мы уже упустили, и таких ошибок нам лучше больше не повторять», - отметил в заключение Ю.Борисов. |