13.05.2008  В ГД обсудили, как вовлекать бизнес в сферу инноваций

   Вопросы правового регулирования развития национальной инновационной системы и стимулирования создания наукоемких технологий, формирования нормативно-правовой базы развития инновационной инфраструктуры обсуждались на прошедших 12 мая в Госдуме парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии».
   По словам председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Валерия Черешнева, необходимо принимать решительные меры, в том числе и законодательного характера, для более активного развития инноваций в России, так как в рыночных условиях невозможно рассчитывать на саморазвитие инновационной экономики. Он напомнил, что до сих пор в общероссийском масштабе доля наукоемких, выскотехнологичных и безотходных предприятий крайне мала. В стратегии развития России до 2020 года обозначены задачи по повышению в 3-4 раза производительности труда, увеличению в общем составе населения доли среднего класса до 60%. «Обозначенная стратегия – это стратегия развития. Но политика развития – это сложный наукоемкий процесс, требующий квалификационной подготовки не только от руководителей, но и от исполнителей», - заявил В. Черешнев.
   Оно сообщил, что в ГД идет подготовка целого пакета законов по инновациям, и призвал научную общественность и представителей деловых кругов активнее участвовать в их разработке.
   Первый заместитель председателя ГД РФ Олег Морозов подчеркнул, что вопрос развития инноваций в России стал еще более актуальным благодаря принятию амбициозной стратегии развития страны, так как именно стратегия увязала законы научно-технического прогресса с конкретной страной – Россией. «Задача сформирована. И теперь мы должны решить вопрос законодательного обеспечения инновационного пути развития. В противном случае никакие цели не будут выполнены. Необходимо определить, как совершенствовать законодательство для обеспечения максимального поворота экономики в сторону инновационного развития. Важно сознавать, что задача законодательного обеспечения экономики не имеет простого решения за счет принятия одного-двух законов. Возможно, необходимо принять рамочный закон «Об инновациях», а затем на его основе конкретизировать законодательство. В любом случае эту работу проводить необходимо», - заявил первый заместитель председателя ГД РФ.
   Как отмечалось на слушаниях, главной проблемой остается отсутствие действенных правовых и экономических механизмов, стимулирующих инвестирование в НИОКР.
   Вместе с тем, напомнил заместитель председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Вячеслав Осипов, согласно принятой стратегии к 2020 году доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40-50%, а доля инновационной продукции в общем объеме – до 20-25%. При этом внутренние затраты на исследование и разработки должны вырасти с 1 до 3% ВВП в основном за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку.
   По мнению В. Осипова, выход на эти показатели потребует досконального совершенствования существующей инновационной системы, ее законодательного и нормативно-правого обеспечения. Он отметил, что на сегодня целостной инновационной системы нет. Кроме того, циклы инновационного процесса слабо увязаны друг с другом. По словам депутата, инновационный процесс в России тормозят несостыковки в законодательстве. В частности, отсутствие необходимых нормативных документов в дополнение к главе IV Гражданского кодекса не позволяет хозяйствующим субъектам работать прозрачно.
   Нет пока ясности и в вопросе законодательного деления на субъекты инновационной деятельности и объекты инфраструктуры. «Также необходимо внести ясность в вопросе объективного стратегического учета малых предприятий, выяснить, отражает ли он реальную ситуацию при оценке уровня инновационного развития. Необходимо ускоренно решить вопрос принятия закона о передаче технологий. Кроме того, важно определиться в вопросе создания малых предприятий бюджетными учреждениями и определить статус государственных научных центров», - заключил В. Осипов.
   Первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Владимир Головлев отметил, что пока частный сектор вкладывает недостаточно средств в развитие инноваций. Чтобы скорректировать этот вопрос, необходимо построение инновационной модели, основанной на новых принципах функционирования и оборота нематериальных активов. Поэтому первоочередной задачей законотворческой деятельности в данной сфере должно стать создание эффективного поля для передачи технологий. Также, считает депутат, необходимо законодательно стимулировать развитие предпринимательства, в особенности малого и среднего бизнеса, как основного источника инновационной активности. «Развивать малый и средний бизнес необходимо с принципиально новой точки зрения – как мобильный и гибкий инструмент внедрения инноваций. Но такой подход потребует проведения налоговой реформы и внятного решения вопроса по налогу на добавленную стоимость», - заявил В. Головлев.
   Генеральный директор ГК «Роснанотех» Леонид Меламед, анализируя первые итоги работы госкорпорации, отметил, что пока на условиях софинансирования запущено всего 3 пилотных инновационных проекта. По его словам, невысокий уровень заявленных проектов, как и их небольшое число, связаны с отсутствием институциональной инновационной среды. Более того, Л.Меламед считает, что в России нет условий для создания малых инновационных предприятий.
   «Если на Западе есть система поощрений для создания завлабами малых фирм, которые можно зарегистрировать без проблем, заплатив всего 3 доллара, то у нас главенствует принцип «не пущать». Характер нашего законодательства не инновационный. У нас больше барьеров, чем стимулов и льгот для инновационной деятельности. Мы боимся, что кто-то заработает деньги на идее, которая принадлежит госинституту, но в результате теряем больше из-за ее нереализованности», - заключил глава Роснанотеха.