24.06.2008 Российское законодательство не рассчитано на инновации 23 июня в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение инновационного развития России (социально-экономическое развитие)». Участники слушаний – представители научной общественности, предприниматели и сами депутаты были единодушны во мнении, что для перехода российской экономики на инновационные рельсы требуется радикальное изменение законодательства. Как отметил председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров, в соответствии с основными направлениями долгосрочного развития России основные усилия государственной власти должны быть направлены на создание четких и прозрачных условий для перехода экономики страны на инновационный путь развития. Для этого необходимо решить системные вопросы, так как действующее законодательство было сбалансировано в интересах экономики, строящейся по сырьевому принципу. «Соответственно сегодня речь идет о необходимости судебной, налоговой и регистрационной реформ. Кроме того, необходимо принципиально менять подход к интеллектуальной собственности. Сегодня государство тратит огромные средства на НИОКРы, но результат этой деятельности не регистрируется как актив и не может быть использован в хозяйственном обороте», - заключил Е. Федоров. По его словам, из-за этого подхода Роснанотех вынужден работать вне российской юрисдикции. На парламентских слушаниях отмечалось, что основные усилия следует сосредоточить на наиболее приоритетных направлениях долгосрочного социально-экономического развития РФ, таких как: вложения в человеческий капитал; формирование национальной инновационной системы, в первую очередь, в плане развития цивилизованного оборота нематериальных активов; создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деловые круги делать масштабные капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности, наукоемкие и высокотехнологические производства; обеспечение стабильности и самодостаточности российской банковской системы, способной к стимулированию развития инновационного сектора долгосрочными кредитами; широкомасштабная государственная поддержка прикладной и фундаментальной науки; создание четкого механизма коммерциализации НИОКРов. Начальник управления Роспатента Олег Стрелков внес предложение при разработке стратегии экономического развития уделять большее внимание обеспечению охраны российских научно-технических разработок. По его словам, в последнее время отмечается неуклонный рост затрат на науку из федерального бюджета. «Поскольку все научно значимые изобретения рождаются в основном в стенах бюджетных организаций, рост патентной активности должен быть соответствующим. Однако на практике за период с 2000 года объем финансирования НИОКРов вырос в пять раз, а количество поданных заявок на получение патентов - всего на 16%», - заявил представитель Роспатента. Директор Институт государства и права РАН Андрей Лисицын-Светланов считает, что главной задачей должно стать развитие законодательства, обеспечивающего интенсивное развитие инноваций. Кроме того, по его словам, для успеха развития инновационной экономики необходима кардинальная реформа сфер образования и здравоохранения с активным вовлечением науки в социальную сферу экономики. «Но главное - мы должны решить задачу правового обеспечения для всей инновационной цепочки: от статуса научных учреждений до реализации конкретной продукции на внешнем и внутреннем рынках», - заключил ученый. Президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов напомнил, что на сегодняшний день число малых инновационных предприятий крайне мало. Поэтому принципиальной проблемой сегодняшнего дня становится вопрос создания благоприятного климата для активного развития инновационного МБ. «Для этого необходимо правовое регулирование процесса создания оборота интеллектуальной собственности, создание механизма поддержки инновационных малых компаний, формирование спроса на инновации и стимулирование компаний к разработке и внедрению инноваций. Для этого потребуется решить такие стратегические вопросы, как реформирование науки и образования, массированное создание инфраструктуры поддержки предпринимательства и формирование новой кластерной политики», - заключил С. Борисов. |