26.06.2008  Кадры и помещения - 2 нерешенные проблемы МБ

   Необходимо повышать авторитет предпринимательства в общественном сознании, так как этот вопрос напрямую связан с развитием малого бизнеса в России. Повысить значимость предпринимательства могут и должны не только государство, но и общественные институты. Такое заявление сделал директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров на открывшемся 25 июня в Москве II Российско-американском предпринимательском форуме «Через предпринимательство к экономическому росту». Вопрос формирования предпринимательской культуры в России стал одной из главных тем для обсуждения на форуме.
   А. Шаров в своем выступлении подчеркнул, что в современной России, в отличие от стран с многовековой историей предпринимательства, бизнес развивается всего 20 лет, а традиционное воспитание предпринимательской культуры только зарождается. Между тем важную роль в этом вопросе играют такие общественные институты, как семья, школа, вуз. Но, к сожалению, пока ни учителя, ни родители не способны целостно раскрыть специфику предпринимательства подрастающему поколению. Школа, если и занимается развитием предпринимательских навыков у детей, то только факультативно. Отсюда невысокий интерес школьников к предпринимательству.
   По словам А. Шарова, в вузах также не развита популяризация профессии предпринимателя. Занимаясь подготовкой специалистов, система высшего образования не уделяет большого внимания вовлечению студентов, аспирантов и научных работников в сферу бизнеса. Развитие инновационного бизнеса должно базироваться на площадках вузов, однако этот вопрос зависит от доброй воли ректора или декана. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, два года назад была принята государственная программа создания бизнес-инкубаторов при российских университетах. Правительством поставлена задача создать такой «институт по выращиванию инновационных компаний» при всех российских университетах, пояснил А. Шаров.
   Он убежден, что важную роль в развитии малого бизнеса играет государство, которое должно не только не мешать предпринимателям, но и одновременно помогать развиваться бизнесу. Ссылаясь на проведенный опрос в среде представителей МБ, А. Шаров отметил, что большинство российских предпринимателей считает, что главное для успеха бизнеса - чтобы государство не мешало работать. В первую очередь речь идет об устранении административных барьеров. В последнее время есть положительные сдвиги в этом вопросе, например, снижаются затраты МБ на развитие дела, связанные административными барьерами. До недавних пор их доля составляла 30%.
   Важным событием для малого бизнеса А. Шаров считает принятие ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, который, по его словам, «в самом начале никто не хотел принимать, а потом никто и не думал, что он будет принят». По мнению директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития, принятие закона существенно повысило значимость предпринимательской деятельности в стране.
   Однако, по его словам, не решены две главные проблемы малого бизнеса - нехватка кадров и дефицит производственных и офисных площадей эконом-класса. Если первую можно решить при помощи краткосрочных обучающих предпринимательских программ, то вторая проблема требует инвестиций. Однако и для нее решение нашлось. Недавно был подписан указ Президента РФ о развитии промышленных парков и создании офисов эконом-класса для малого и среднего бизнеса во всех регионах РФ. На сегодняшний день уже стартовал ряд проектов, реализуемых основе ГЧП, а всего из госбюджета финансируются 150 бизнес-инкубаторов. «Особенно важно, чтобы строительство таких площадок для размещения малых предприятий велось по всей стране, в противном случае нельзя ждать увеличения темпов развития малого бизнеса», - заключил А. Шаров.
   ИА "Альянс Медиа"