04.07.2008  Москва: утверждена концепция программы "Электронная Москва” на 2009-2011 гг.

   Правительство Москвы утвердило концепцию Городской целевой программы "Электронная Москва” на 2009-2011 гг. Соответствующее распоряжение N 1427-РП подписал мэр Москвы Юрий Лужков.
   Основные цели Городской целевой программы "Электронная Москва” - информатизация деятельности органов власти и городских организаций, создание и развитие необходимой для этого информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение качества государственного управления и государственных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, обеспечение открытости и доступности информации, обеспечение безопасности города и граждан, повышение уровня обслуживания в социальной сфере, здравоохранении, образовании, создание в городе комфортной среды обитания.
   В концепции отмечается, что за 2003-2007 гг. проведена значительная работа по реализации программы "Электронная Москва". Создана основа широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития города, растет оснащение органов власти и бюджетных организаций средствами ИКТ и профильными информационными системами.
   Однако возникли и определенные проблемы. Так, по номенклатуре, качеству и реальному использованию услуг, предоставляемых органами власти и организациями города в электронной форме, показатели Москвы пока не достигли уровня развитых стран, где предоставление таких услуг рассматривается как одно из важнейших направлений развития информационного общества.
   При этом в городе наблюдается интенсивный рост спроса на услуги в электронной форме (по данным мониторинга, около 40% всех московских предприятий и не менее 25% горожан-пользователей Интернета готовы воспользоваться электронными услугами органов государственной власти Москвы и городских организаций при наличии такого предложения).
   В Москве наиболее остро в рамках проводимой административной реформы стоят вопросы обеспечения нового качества государственных услуг, в том числе за счет максимальной автоматизации всех процессов, сопутствующих их оказанию. По номенклатуре услуг, предоставляемых городскими органами власти и организациями в режиме "одного окна", показатели Москвы пока не достигли требуемого уровня. В настоящее время автоматизирована выдача 16 типов документов из 165 - то есть примерно 10%, обеспечена автоматизированная обработка порядка 60% всех заявок.
   Остается недостаточным уровень интеграции существующих и создаваемых систем городского управления, в городе до конца не решены вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих обеспечить согласованное функционирование этих систем.
   В этой связи необходимо завершение создания метасистемы "Электронная Москва", основой которой является система электронного взаимодействия и система общегородских классификаторов и справочников.
   По показателям доступа предприятий бизнес-сектора к информационно-коммуникационным технологиям Москва практически не уступает средним показателям Европейского союза, несколько отставая только по показателям доступа к Интернету.
   В сфере ответственности государства ситуация иная - уровень доступа к информационно-коммуникационным технологиям организаций социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) существенно ниже, чем показатели аналогичных организаций в ЕС. Так, например, в московских школах весной 2006 года приходилось 22 ученика на один компьютер, в 2007 году - 19 учеников, и только к 2010 году планируется обеспечить оснащенность на уровне стран ЕС - в среднем 9 учеников.
   Ситуация усугубляется тем, что компьютерной техникой и информационными системами обеспечивались в первую очередь управляющие структуры, информатизация осуществлялась путем создания АИС для органов власти и управления в ущерб информатизации деятельности по оказанию услуг населению и бизнесу.
   Даже при наличии достаточно развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры уровень интеграции информационных технологий в производственные процессы в организациях социальной сферы города остается низким. Несмотря на то, что практически все московские школы подключены к Интернету и оснащены компьютерными классами, менее 20% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии и менее 25% учителей используют Интернет на занятиях со своими учениками по сравнению, соответственно, с 68% и 53% учителей в среднем по ЕС.
   Врачи московских лечебно-профилактических учреждений на порядок реже, чем их коллеги в странах ЕС, используют ИКТ в своей профессиональной деятельности.
   Несмотря на заметный рост уровня информационной грамотности взрослого населения Москвы, этот уровень все еще остается низким и в два раза уступает уровню информационной грамотности населения США.
   При этом совершенно недостаточно развита в Москве система обучения взрослого населения использованию компьютера и Интернета, а также система специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности - доля населения и профессиональных групп, получивших такую подготовку, значительно ниже, чем в странах ЕС. Несмотря на создание более 200 центров общественного доступа к социально значимой информации, задача повышения информационной грамотности решена не в полной мере.
   Авторы концепции особо обращают внимание на то, что «без использования программно-целевого метода для разрешения описанных проблем можно ожидать консервации положения дел, когда потребители услуг социальной сферы и органов власти не видят ощутимых и понятных результатов вложений в электронное развитие города, что также может привести к дискредитации работ, проводимых в рамках ГЦП “Электронная Москва”.
   Для решения этих проблем концепция Городской целевой программы "Электронная Москва” на 2009-2011 гг. предусматривает новый подход: приоритеты программы, последовательность мероприятий по ее реализации предлагается выстроить в рамках сервис-ориентированной модели, в которой повышение качества государственных услуг и услуг в социальной сфере выступает в качестве основной цели.
   Таким образом, главной целью объявлено предоставление услуг в электронном виде, а автоматизация внутренних административных процессов рассматривается как вспомогательная.
   За образец взят проект "Одно окно", где главным является обеспечение предоставления услуг населению и организациям, при этом автоматизация внутренних административных процессов рассматривается как обеспечивающая и зависимая.
   Преимуществом данного подхода является возможность в обозримое время преодолеть отставание Москвы в сфере реализации концепции электронного правительства и на этой основе повысить качество и доступность государственных услуг, открытость органов власти и уровень доверия горожан к органам городского управления.
   Финансирование программы планируется осуществлять за счет средств бюджета города Москвы (консолидированный бюджет ГЦП "Электронная Москва") и внебюджетных источники финансирования.
   Функции государственного заказчика Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 гг.)" возложены на Управление информатизации города Москвы.
   Полностью текст концепции опубликован на официальном сайте правительства Москвы.
   ИА "Альянс Медиа"