09.07.2008  В.Кулаков: инновациям нужны кадры и промышленные площади

   Итогами прошедшего 26-28 июня в Воронеже первого регионального инвестиционного форума стало подписание 40 инвестиционных соглашений на общую сумму 96 млрд руб., или $4 млрд. Об этом сообщил губернатор Воронежской области Владимир Кулаков на прошедшей 9 июля в «Интерфаксе» пресс-конференции. По его словам, итоги впервые проводимого в регионе мероприятия подобного масштаба впечатляют, однако его организаторы не считают, что главной целью форума должно быть привлечение инвестиций.
   По мнению В. Кулакова, форум должен стать интегратором межрегионального уровня для изучения возможностей межрегионального сотрудничества в ЦФО с учетом потенциала каждого региона. «Важно было оценить наиболее оптимальные возможности для размещения производительных сил и создания кластеров в регионах с учетом размещения комплектующих производств в соседних субъектах РФ», - пояснил губернатор. Он сообщил, что именно по этой причине главными темами форумами стало обсуждение стратегии долгосрочного развития Воронежской области, основных приоритетов построения региональной инновационной системы, проблем АПК регионов – территорий роста, развития транспортно-логистического потенциала Воронежской области и путей решения жилищного вопроса для среднего класса.
   Как пояснил В. Кулаков, все эти вопросы актуальны для Воронежской области, взявшей курс на развитие инновационной экономики. В регионе поставлена задача не реставрировать устаревшие промышленные предприятия постсоветского образца, а создавать принципиально новые производства, ориентированные на выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
   Он сообщил, что в ближайшее время в окрестностях г. Воронежа будут созданы три индустриальные зоны: Масловская, специализирующаяся на машиностроении; Нововоронежская, специализирующаяся на атомной промышленности, а также зона, специализирующаяся на строительной индустрии. Для решения жилищной проблемы работников индустриальных зон будут строиться два города-спутника, ориентированные на малоэтажное жилье.
   Строительство первого города-спутника планируется начать уже в 2009 году.
   Касаясь развития строительной индустрии в регионе, губернатор отметил, что в целом по России эта отрасль переживает не лучшие времена. «Надо заново создавать собственную строительную индустрию. Проектом создания индустриальной зоны предусмотрено строительство трех цементных заводов, двух заводов извести и дисперсного мела, завода по производству стекла и облицовочного кирпича», - пояснил глава Воронежской области.
   В. Кулаков подчеркнул, что одной из основных специализаций региона остается авиастроение. Однако попытки наладить межрегиональную кооперацию в этом секторе закончились неудачей из-за существенного технологического отставания сохранившихся с советских времен смежных производств в ЦФО. «Потребности авиапрома диктуют быстрое внедрение новых технологий, для этого нужны сверхсовременные производства. Поэтому было принято решение о создании авиапромышленного кластера на территории Воронежской области», - пояснил губернатор.
   Предусматривается, что на базе производственных мощностей Борисоглебска будет развиваться малая авиация и производство комплектующих для авиапрома, на базе технопарка и бизнес-инкубатора будут внедряться инновационные разработки легких самолетов бизнес-класса. Производство больших самолетов будет сосредоточено на базе ВАСО в Воронеже.
   По словам В. Кулакова, переориентация промышленности на инновационные рельсы требует новых кадров. Поэтому самой главной проблемой, не только Воронежской области, но и России в целом, он считает отставание профессионального образования от потребностей бизнеса. «Уже сегодня для запуска индустриальных проектов нужны рабочие руки, но речь идет о рабочих-интеллектуалах с высшим или среднетехническим образованием», - заявил он, пояснив, что на форуме Воронежская область внесла предложение о создании Федерального центра подготовки квалифицированных кадров для инновационной экономики. По его словам, у региона есть вся необходимая инфраструктурная база, однако без финансовых вливаний из центра не обойтись, так, основная статья расходов – оснащение центра новейшим обучающим технологическим оборудованием - обойдется в 15 млрд рублей.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», какая поддержка предусмотрена в регионе для малых инновационных предприятий, В. Кулаков ответил, что при взаимодействии и поддержке Минэкономразвития в регионе успешно действуют 4 технопарка. В машиностроительном технопарке выработка на одного работающего превышает 3 млн руб. в год, притом что норма для успешного в России предприятия в этом секторе составляет не более 1 млн. Кроме того, в регионе работают два технопарка в области электроники и микроэлектроники и один авиационный.
   Однако основой поддержки малого инновационного бизнеса губернатор считает бизнес-инкубаторы. «Если технопарки в основном ориентированы на производство, то бизнес-инкубаторы открыты для авторов смелых идей».
   Глава региона высоко оценил работу бизнес-инкубатора в Борисоглебске. Менее чем за год там удалось выпустить новую модель двухместного легкого самолета из углепластика. В. Кулаков признался, что для него стал неожиданным активный спрос на инновации: модель получила более 30 заказов, и сейчас власти региона в экстренном порядке решают вопрос расширения производственных мощностей. Это особенно актуально, так как на очереди выпуск еще 2-х моделей самолетов, имеющих отношение к малой и бизнес-авиации.
   «В бизнес-инкубаторах практически нет препятствий для авторов идей. Мы принимаем всех», - заверил В. Кулаков.
   Он рассказал, что проект малого бизнес-самолета был предложен московским разработчиком – женщиной и матерью троих детей. «В Москве для реализации проекта не оказалось производственной базы. В Воронеже для автора были созданы все условия для работы, предоставлено жилье и детский сад», - пояснил губернатор.
   Он считает, что проблему привлечения квалифицированных кадров можно решить только предоставив им достойную зарплату и нормальные условия для проживания.