15.07.2008  Москва: городу нужен профильный закон о молодежном предпринимательстве

   Заинтересованное обсуждение новой редакции московского закона о молодежной политике состоялось 15 июля в здании правительства Москвы на Тверской, 13.
   Представляя новую редакцию закона, руководитель Департамента семейной и молодежной политики Москвы Людмила Гусева заявила, что редакция назрела, так как старый закон уже не актуален.
   «Сегодня настало время двинуться вперед по пути совершенствования молодежной политики в городе. Мы базируемся в своих мнениях на выводах социологических исследований, проведенных в молодежной среде, аналитических работах на этот счет. Четырнадцать постановлений правительства Москвы по молодежной политике, вышедшие со времени принятия старого закона, - свидетельство того, что стоять на месте нельзя», - считает Л.Гусева.
   По ее словам, в столице созданы многочисленные молодежные советы, молодежные палаты при органах исполнительной власти, студенческое правительство дублеров, молодежные студенческие отряды, молодежные отряды общественного порядка, опыт которых нельзя сегодня не учитывать.
   По результатам исследования, проведенного МГУ им. Ломоносова, 37% опрошенной столичной молодежи отдают приоритет таким понятиям, как личное самосовершенствование, здоровье, дружба, семья и дети.
   «Только 10% опрошенных молодых людей заявили, что нуждаются в государственной поддержке, – молодежь изменила взгляды, хочет сама определять свое будущее, она более инициативна, честолюбива. Наш закон и не поддерживает иждивенческих настроений, но мы считаем своим долгом создавать условия для развития каждого молодого москвича, не отказываясь от традиционных форм поддержки, согласуясь с программой социально-экономического развития России до 2020 года, диктующей развивать человеческий потенциал», - сообщила Л.Гусева.
   Перед разработчиками новой редакции столичного закона о молодежи стояла задача воспитания молодежи. Целевая программа «Молодежь Москвы» на 2007-2009 гг. конкретизировала многие показатели молодежной политики, например, возраст субъектов молодежной политики - от 14 до 30 лет. Новая редакция закона отталкивается от этой целевой программы и подразумевает предоставление каждому молодому человеку равных стартовых возможностей, защиту от негативных и деструктивных факторов и обеспечение социальной активности.
   На сегодня концепция согласована со всеми ведомствами Москвы: 1500 участников ее обсуждения из самых разных сфер городского хозяйства, включая молодых участников, внесли в нее более 70 конструктивных замечаний, благодаря чему уже достигнута цель вовлечения сознательных молодых людей в формирование социальной политики в городе.
   Методология и структура нового законопроекта соответствует современным требованиям, подчеркнула Л.Гусева.
   Например, большое внимание в законопроекте уделено вовлечению молодежи в экономическую деятельность, поддержке научно-технических молодежных обществ, художественного творчества молодых, репродуктивному здоровью, содействию развитию международных и межрегиональных связей в молодежной среде.
   В старом законе не были оговорены полномочия местных органов власти в таких сферах, как физкультура, спорт и досуг, и эту ошибку новая редакция закона старается исправить. Новая редакция столичного закона также распространяется на молодежные организации, которые раньше выпадали из сферы регулирования, ликвидирует некоторые декларативные, ничем не подкрепленные нормы, в частности, определяет статус представительства молодежи в государственных структурах, устраняет противоречия столичного и федерального законодательств в области госзаказа и бюджетных правовых норм.
   «Мы подсчитали, что требуют изменения более половины статей, а само их количество должно быть увеличено в полтора раза. Фактически новой редакцией выстроена целостная система работы города с молодежной инфраструктурой», - отметила Л.Гусева.
   Прося поддержать концепцию нового закона о молодежи, она отметила прописанную в ней обязанность города вести городской реестр организаций, участвующих в реализации молодежной политики. Необходимо будет создать также ассоциацию молодежи Москвы с уполномоченным органом, организовать грамотный мониторинг исполнения задач, поставленных законом.
   Положительные стороны новой редакции закона о молодежи указала содокладчик по данному вопросу, депутат Мосгордумы Ирина Великанова.
   «Когда появились сомнения, что лучше - переписывать или написать новый закон, мы сослались на успешную практику дополнения законов города о пожарной безопасности, квотировании рабочих мест. Закон публичный, и это значит, что он должен быть понятен и молодому человеку, и старшему поколению», - отметила И.Великанова.
   Закрепление статуса молодежных совещательных органов, по ее мнению, прогрессивно характеризует новую редакцию закона.
   «Подобное в федеральном законодательстве отсутствует, но ряд регионов, таких как Рязань, Воронеж, Томск, Волгоград, Хабаровск, уже сделали шаги в этом направлении. Москва пошла еще дальше, создав вертикаль молодежных палат при органах государственной власти, и движется к созданию двухпалатного молодежного парламента», - подчеркнула И.Великанова.
   «Мы не должны допустить, чтобы инициатива воспитания молодежи перешла к иностранным фондам, насаждающим под вывеской борьбы с деструктивными явлениями чуждую России культуру», - заметила она.
   Новый закон уделяет большое внимание развитию дополнительного образования, совершенствует формы досуговых учреждений, помогает трудоустройству и занятости молодых, законодательно закрепляет статус показателей эффективности молодежной политики, студенческих отрядов, в которых принимают участие более 30 тысяч молодых москвичей и потенциал которых используется еще недостаточно, заключила И.Великанова.
   Обсуждая выступления докладчиков, свой вопрос задал присутствующий на заседании мэр Москвы Юрий Лужков: «Меня настораживает слово «поддерживаем». Что это значит? Предоставьте право молодежи, если она самоорганизовалась, решать, что поддерживать, а что нет. Молодежные организации лучше сегодня понимают, куда и сколько тратить средств, и это мое замечание вовсе не заигрывание с молодежью».
   По мнению Ю.Лужкова, совершенствовать молодежную политику в городе стоит, причем совершенствование нормативной основы не требует больших поправок в действующий закон.
   Основное внимание в законе следует, по словам Ю.Лужкова, уделить поддержке слабозащищенной молодежи – инвалидов, материально необеспеченных, молодых семей.
   «Принцип «равных стартовых возможностей» и некоторые другие должны быть более явно высвечены», - заключил Ю.Лужков.
   Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Олег Рожнов признал, что старый закон Москвы о молодежи работает, но не идеален.
   «При работе над федеральным законом о молодежи мы будем опираться на столичную законодательную практику», - пообещал он.
   Председатель Молодежной палаты при Мосгордуме Александр Бугаев сообщил, что молодым москвичам завидуют в регионах, видя заботу московских властей о развитии молодежи на законодательном уровне. Молодые законодатели, изучавшие новую версию закона, пришли к выводу, что ее отличает системный подход, наличие в ней политической воли к развитию молодежной политики в городе.
   «Не надо растить иждивенцев, в поддержке нуждается не сильный, а перспективный. Нам жаль, что из новой редакции ушло понятие «молодежное предпринимательство», - заявил А.Бугаев.
   Ректор МГТУ им. Баумана, председатель совета ректоров вузов Москвы и Московской области Игорь Федоров сообщил, что в вузах московского региона сегодня обучается 700 тысяч человек, созданы студенческие советы, по-новому зажили в последние годы научные студенческие общества, и вопрос о студенческом самоуправлении стоит как никогда остро. В закон, по его мнению, требуется внести именно понятие студенческого самоуправления.
   Требуется также раскрыть методы и принципы воспитания молодежи, считает И.Федоров, перенести некоторые акценты поддержки на молодых изобретателей и экспериментаторов, на тех, кто живет в студенческих общежитиях и является самой активной и в то же время самой незащищенной частью молодежи.
   «Нужно расширить понятие «молодежь» на аспирантов в возрасте до 35 лет и докторов наук в возрасте до 40 лет», - предложил И.Федоров.
   Член правительства дублеров, заместитель мэра в Мосгордуме Алексей Галкин выразил общее мнение молодежного правительства, заключающееся в том, что столица нуждается в создании целостной системы поддержки молодых предпринимателей.
   Его поддержали и некоторые другие «дублеры»: по их общему мнению, Москве нужен профильный закон о молодежном предпринимательстве. Более того, город в силах обеспечить налоговые льготы для тех руководителей предприятий, кто принимает на работу молодых специалистов и несовершеннолетних.
   После обсуждения концепция переработанного закона Москвы о молодежи была в целом одобрена.
   ИА "Альянс Медиа"