31.07.2008  Институт современного развития представил четыре важных доклада

   Итогам разработки рекомендаций по реформе пенсионной системы, реформе системы здравоохранения, по борьбе с коррупцией и по инновационной модели развития российской экономики был посвящен пресс-брифинг, состоявшийся в Институте современного развития (ИНСОР) 30 июля.
   Председатель Правления ИНСОР Игорь Юргенс заявил, что институт намерен сделать альтернативный доклад по состоянию мировой энергетики, конкурирующий с такими мирового значения документами, как доклад Мирового энергетического агентства в Европе, а также аналогичные документы Министерства энергетики США и ОПЕК.
   По словам И.Юргенса, ИНСОР запустил интернет-проект «Молодежное информационное равенство» («МИР»), продолжает проект «Средний класс», предпринимая институциональный анализ социальной обстановки в России с целью выработки научной программы по развитию среднего класса в стране. Также ИНСОР создал «Балтийский форум», предназначенный для обсуждения противоречий между Россией и странами Балтии, ведет исследование судебной системы страны, прорабатывает модель российской демократии.
   И.Юргенс особо подчеркнул, что при непосредственном участии ИНСОР и на базе опроса ведущих ученых страны выработана стратегия развития самых перспективных инноваций. Всего для дальнейшего продвижения с участием государства и частных структур выделено 76 самых многообещающих с рыночной точки зрения технологий.
   «Общемировая схема высокотехнологического развития подразумевает наличие фундаментальной науки, которую содержит государство, разработки которой берется доводить до коммерциализации малые предприятия, а до массового производства – крупные компании», - напомнил И.Юргенс.
   Далее, отметил он, ИНСОР выступает за умеренный вариант пенсионной реформы, при котором для ныне получающих пенсию ничего меняться не будет, но для тех, кто готовиться выйти на пенсию, пенсия будет реструктуризирована.
   Директор по социально-экономическим проблемам развития Евгений Гонтмахер добавил, что расходы бюджета на пенсионное обеспечение россиян постоянно возрастает: если сейчас пенсионные выплаты составляют 6% ВВП, к 2020 году они составят 13% ВВП. При таких тенденциях в будущем Россию неизбежно ожидает или коллапс пенсионной, а с ней и финансовой системы, либо повышение пенсионного возраста до 70 лет, либо повышение нагрузки на фонд оплаты труда, что является таким же неприемлемым вариантом, как и два остальных.
   «Наши расчеты плавного перехода к нормальной пенсионной системе, в отличие от сегодняшней, показывают, что достойную, на уровне 2,5 прожиточных минимумов, пенсию гражданам страны обеспечить можно. Пенсионные отчисления только на накопительной основе для нас уже невозможны», - сообщил Е.Гонтмахер.
   Говоря о программе развития среднего класса, которую разрабатывает ИНСОР, он заявил, что создание среднего класса не является в данном случае самоцелью, однако средний класс, его количество и качество является ни чем иным, как индикатором успешного развития общества, и для устойчивого развития обществу следует иметь хотя бы половину обеспеченных граждан.
   «Если мы хотим создать инновационную экономику, малого бизнеса в ней должно быть куда больше сегодняшних 20%, но не только, следует признать, на основе малого и среднего бизнеса формируется средний класс… Наши исследования показывают, что количество обеспеченных и экономически самодостаточных людей с 2001 года практически не увеличилось, и здесь надо искать какие-то стратегические просчеты руководства, какие-то крупные недоработки», - считает Е.Гонтмахер.
   Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев пояснил, что средний класс не является некой однородной массой между бедными и богатыми.
   «На Западе социальных классов семь – два «сверху», два «снизу» и три посередине. У нас напрасно приписывают среднему классу коттеджи и дорогие лимузины – это признаки высшего среднего класса, а мы сегодня выделяем в российском среднем классе пять уровней: высший – менеджеры крупных компаний, чуть ниже – госслужащие, которые в отдельных регионах становятся чуть ли не единственными представителями среднего класса, и это весьма огорчительно, далее так называемая «массовая интеллигенция», и, наконец, торгово-розничный малый бизнес, где занято множество мигрантов, и научно-производственный малый бизнес, который и нужно сегодня поддержать», - изложил свое видение ситуации Л.Григорьев.
   Директор по общественно-политическим проблемам развития ИНСОРа Борис Макаренко заметил в отношении коррупции, изучаемой институтом, что есть два полярных опыта принятия антикоррупционных законов в регионах, оба из которых являются тревожными: либо губернаторы вычеркивают сколько-нибудь значимые нормы, либо закон вдруг принимается в первом чтении, что косвенно свидетельствует о его неработоспособности.
   «Борьба с коррупцией для нас подразумевает системность мер, прежде всего образовательно-просветительских. Если здраво смотреть на общественное мнение, оно пока гневно осуждает коррупцию в высших эшелонах и поразительно либерально относится к коррупции низшего уровня, бытовой. Если это отношение не переменится, ждать изменений бессмысленно», - подчеркнул Б.Макаренко.
   В финале отчета института за летний период по проблемам инновационного развития России высказался директор по развитию информационного общества ИНСОР Алексей Царегородцев.
   Программа института по развитию инноваций претерпевает, по его словам, некоторую правку и редактирование, однако уже сейчас можно говорить о том, что ее центральными пунктами останутся такие, как перенацеливание госкорпораций на более конкретные функции, поддержка инноваторов и инвесторов на уровне государственных целевых программ, организация рынка технологий и собирание информационных баз по перспективным проектам, компенсация процентных ставок по кредитам на высокотехнологические проекты, продвижение российских разработок за рубежом и многоаспектный бизнес-консалтинг.
   Таковы, в общих чертах, планы работы ИНСОР на ближайшее будущее.
   ИА "Альянс Медиа"