13.08.2008  Возрождение электроники невозможно без развития малых инновационых компаний

   Реальный рост инновационной экономики невозможен без массового внедрения новейших электронно-информационных технологий. Одним из важнейших путей развития электроники в России должно стать объединение малых инновационных компаний в технопраках и бизнес-инкубаторах и интеграция их в крупные российские компании. Об этом пишет председатель Государственной думы Бориса Грызлова в статье «Возвращение электроники», опубликованной в издании «Страна.ру» и на официальном сайте Государственной думы.
   Как отмечает Б.Грызлов, электроника является «мозгом и нервной системой» высокотехнологичных изделий всех отраслей мировой индустрии. Она определяет их качественные параметры, непосредственно влияющие на конкурентоспособность. Однако общий уровень электронизации гражданских отраслей экономики и инфраструктуры России недостаточно высок, и это серьезно снижает как производительность труда, так и качество жизни.
   Поэтому реальный рост инновационной экономики невозможен без массового внедрения новейших электронно-информационных технологий с последующим интенсивным развитием базовых технологий электроники.
   По мнению председателя Госдумы, основными принципами здесь должны быть международное технологическое сотрудничество, концентрация электронной индустрии в технопарках, защита и развитие рынка интеллектуальной собственности.
   Для развития специальной электроники нужна структурная перестройка и реорганизация многочисленных разрозненных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Одновременно, отмечает Б.Грызлов, нельзя забывать о развитии высококонкурентной гражданской электроники, которая может и должна стать технологическим и финансовым двигателем развития всей отрасли. «И оборонное, и гражданское направления должны сосуществовать параллельно, обеспечивая взаимный естественный переток технологий, финансов и кадровых ресурсов», - считает председатель Госдумы.
   По его данным, общий объем российского гражданского рынка электроники достиг 15 миллиардов долларов, которые пока в основном попадают в доходы иностранных компаний.
   По мнению Б.Грызлова, сегодня надо рассмотреть возможность приобретения активов зарубежных предприятий, работающих в сфере электроники. Они могут быть использованы как для текущих производственных нужд, так и для обучения российского персонала в рамках «перекачки» технологий.
   «Безусловно, приобретение крупных предприятий будет блокироваться правительствами некоторых стран, но активы малых и средних инженерных электронных фирм с оборотами до миллиарда долларов в год при правильном юридическом подходе могут быть вполне доступны», - считает Б.Грызлов.
   Он также отмечает тот факт, что в СССР практически не существовало гражданской электроники - все предприятия отрасли производили, в первую очередь, оборонную продукцию. Поэтому гражданскую электронику в России лишь предстоит создавать. «Однако мировой опыт показывает, что создание целой отрасли гражданской электроники возможно практически «на пустом месте» – разумеется, при наличии политической воли, специалистов и достаточных финансовых средств», - замечает Б.Грызлов.
   В пример он приводит Тайвань. В 1980 году там было принято решение о создании научно-технологического парка в городе Синьчу, который специализировался на микроэлектронике и производстве электронных устройств. Так как построить большую многоуровневую электронную компанию с нуля за короткое время практически невозможно, упор был сделан на инкубацию и развитие малых и средних фирм, сосредоточенных в одной географической точке. То есть технологическая вертикаль разработки и производства электроники строилась через взаимосвязанные инженерные компании, расположенные в пределах технопарка.
   Массированная инкубация малых инженерных компаний оказалась крайне успешной, отмечает Б.Грызлов. В настоящее время технопарк Синьчу является местом концентрации нескольких сотен электронных компаний, среди которых такие гиганты электронной индустрии как ACER, TSMC, UMC.
   По его мнению, налаживание сотрудничества с инкубированными в технопарках Юго-Восточной Азии лидерами мировой индустрии поможет ускорить становление отечественных электронных компаний.
   «Анализ и адаптация мирового опыта наряду с использованием собственных конкурентных преимуществ является наиболее приемлемым вариантом развития российской гражданской электроники», - считает председатель Госдумы.
   Он отмечает, что массированная инкубация может подразумевать как формирование взаимодополняющих малых инновационных компаний, так и создание больших вертикально интегрированных компаний, что и реализуется в настоящий момент Государственной корпорацией «Ростехнологии». «Безусловно, в России должны использоваться оба пути», - убежден Б.Грызлов.
   Он также обращает внимание на то, что целевая подготовка и переподготовка специалистов может быть в значительной степени поддержана специальными грантами. Тем не менее нужна и общая модернизация высшей школы, существенные усилия по расширению подготовки высококвалифицированных инженеров в рамках магистратуры и аспирантуры по профильным специальностям – вплоть до отдельных специализированных школ или факультетов. Опыт работы таких факультетов на Тайване, в Сингапуре и Южной Корее показал их исключительно высокую эффективность, отмечает Б.Грызлов.
   Он подчеркивает, что миграция современных технологий в Россию является вопросом сложным и не решаемым одним единственным способом.
   По его мнению, как вариант может рассматриваться приобретение малых и средних существующих электронных компаний, интеграция их в вертикаль и создание на их базе филиалов российских компаний в Кремниевой долине или других центрах электронной промышленности.
   «Это опробованный путь, по которому прошли практически все известные электронные фирмы Сингапура, Южной Кореи и Тайваня. Теперь по этому же пути идут индийские и китайские электронные компании», - напоминает Б.Грызлов.
   Другим вариантом «технологического насоса» является привлечение определенного числа высококвалифицированных инженеров из стран-лидеров электронной индустрии в Россию для работы с командами российских инженеров. Как полагает Б.Грызлов, такой вариант, особенно в рамках создания венчурных компаний, мог бы быть интересен тысячам российских инженеров, работающих в США, Западной Европе и странах Юго-Восточной Азии. Тайвань, Китай, Индия и Южная Корея получили огромные преимущества за счет массированного "реэкспорта" собственных специалистов, отмечает председатель Госдумы.
   Он подчеркивает, что создание конкурентоспособной и саморазвивающейся российской электроники является проектом такого масштаба, который может оказаться не под силу по отдельности ни государственным, ни частным структурам.
   Между тем успех или неудача в этой области могут иметь долгосрочные последствия. Поэтому создание гражданской электроники, как одной из главных компонент инновационной экономики, должно стать приоритетной задачей.
   По словам Б.Грызлова, если намеченные меры будут реализованы, можно ожидать, что уже в 2011 году объем продаж конкурентоспособных изделий электронной компонентной базы и радиоэлектронной продукции достигнет 130 млрд рублей, а в 2015 году – 300 млрд рублей.
   «Поддержка и продвижение такого рода проектов является прямым делом госкорпораций развития, которые имеют необходимую логистику и инфраструктуру для развертывания работ по созданию отечественной электроники», - подчеркивает председатель Госдумы.