02.09.2008  Минобрнауки перестроит модель образования в интересах инноваций

   2 сентября в Минобрнауки России состоялось заседание коллегии «Об основных положениях государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».
   Как сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, приоритетные направления развития российского образования на 2009-2012 годы будут рассмотрены на заседании Совета при Президенте РФ по приоритетным нацпроектам и демографической политике в конце сентября-начале октября этого года. До 20 сентября проект государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.» будет доработан и направлен в Правительство РФ. Общее финансирование программы составит более 1 трлн рублей. Как пояснил А. Фурсенко, в программу интегрированы ключевые государственные программы и приоритетный национальный проект «Образование».
   Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко, представляя программу отметил, что решение о ее разработке стало логическим продолжением принятого в сентябре 2007 года на заседания Госсовета по нацпроектам решения о необходимости создания современной модели образования. По его словам, новая модель ставит перед системой образования задачи, требующие как незамедлительных шагов, так и долгосрочных решений вплоть до 2020 года.
   И. Реморенко пояснил, что есть три главных момента принципиально отличающих новую программу от предшествующих подходов в определении направлений развития образования. Во-первых, новая модель сориентирована на потребителей образовательных услуг, то есть на граждан России. Он пояснил, что новую структуру сети образовательных учреждений проектировали так, чтобы «ни одна образовательная траектория не стала тупиковой». «Система образования должна быть устроена так, чтобы человек в любой момент мог обновить свои знания, «взять» тот или иной модуль, повысить квалификацию или пройти переподготовку. Это прямое воплощение идеи непрерывного образования», - подчеркнул И. Реморенко. Во-вторых, модель предусматривает более активное участие представителей общественных организаций и российских предприятий–работодателей в развитии и оценке качества образования, в формировании образовательных стандартов. В-третьих, заметное обновление управленческого корпуса системы образования, также должно способствовать эффективной и адекватной реализации новых программ.
   «У нас накоплен необходимый потенциал для проведения преобразований, позволяющих предоставлять новые возможности всем участникам образовательного процесса для гибкого выстраивания собственного образовательного пути. Базовое образование должно предоставлять возможность для приобретения современной компетентности, адекватной задачам инновационного развития страны», - пояснил И. Реморенко.
   По его словам, предполагается уделить большое внимание развитию системы дошкольных учреждений, а в общем образовании отдать приоритет созданию хорошо оснащенных больших школ с современными условиями обучения, реализовать программы «прикладного бакалавриата» в учреждениях среднего профобразования, сформировать систему новых федеральных университетов и национальных исследовательских институтов и многое другое. Модель современного образования будет внедрена в 2009-2012 гг. на всех уровнях системы образования.
   Ставка делается на формирование социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, на развитие гражданского общества. Это потребует обеспечения доступности образования с внедрением финансовых механизмов и введением нормативов финансирования и образовательного кредитования. «Российское образование должно внести свой вклад в обеспечение креативности и конкурентоспособности отечественной экономики. Для этого необходимо обеспечить в базовом образовании востребованные компетенции инновационного поведения. Потребуется обновление образовательных технологий, внедрение гибких образовательных программ, новых организационно-финансовых механизмов для их реализации. Это заложит основу для создания сети федеральных и исследовательских университетов. Первые будут ориентированы для решения геополитических задач – обеспечения кадрами крупных межрегиональных инвестпроектов, вторые – для кадрового обеспечения базовых технологических платформ», - пояснил глава департамента Минобрнауки.
   Предусмотрены новации и в системе высшего профессионального образования с введением «прикладного бакалавриата». И. Реморенко пояснил, что необходимость нововведения обусловлена усложнением видов деятельности в ряде отраслей, требующих более высокотехнологичного уровня обучения. Фактически это высшее образование для специалистов со средним профессиональным образованием, которые выполняют работу повышенной сложности.
   Программа предусматривает также создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно.
   В России число «непрерывно обучаемых» граждан не превышает 22%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 42%. «Умение повышать квалификацию и постоянно совершенствоваться – основное условие конкурентоспособности. Поэтому необходимо создать систему мер, позволяющую гражданам России учиться и переучиваться на протяжении всей жизни», - заявил И. Реморенко.
   Он пояснил, что программой предусмотрена поддержка на конкурсной основе организаций предполагающих качественные программы непрерывного образования. Это, по замыслу разработчиков, позволит стимулировать повышение квалификации не только в госсекторе, но и на рынке труда в целом.
   Реализация программы предусматривает к 2012 году: формирование на конкурсной основе 3–4 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающие кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов в рамках территориально-производственных кластеров; развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; повышение доли (не менее 25%) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования; повышение доли (не менее 70%) учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса; становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ; формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан; создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов); создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования.
   Программа основана на современной модели образования и полностью синхронизируется по целевым ориентирам с проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
   Участники совещания в целом одобрили документ. Однако отметили, что для внедрения новой модели выделенных средств в объеме 1 трлн будет недостаточно. Как подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, «у конкурентов» объем вливаний только на научные изыскания Гарварда составляют не менее $3 млрд. «Эффективность и ресурсообеспеченность – вот два главных вопроса, вызывающие сомнение в реализуемости программы», - заключил он.
   На заседании также отмечалось, что программа, делая ставку на развитие федеральных инновационных институтов, явно недооценивает практику поощрения других вузов страны, внедряющих различные модели развития инновационной инфраструктуры с применением возможностей технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационно-технологических центров.