01.10.2008  СПб: промышленный субконтрактинг становится все более интересен для МБ

   Промышленный субконтрактинг становится все более интересен для небольших компаний. Но пока в нашей стране найти заказчика не так просто, как хотелось бы предпринимателям. Заполнить этот пробел призван ежегодный международный форум «Российский промышленник», завершившийся на прошлой неделе в Петербурге.
   Многие крупные компании признаются, что без помощи субподрядчиков работа на их предприятии вообще бы остановилась.
   В основном субконтрактинг в стране развивается за счет усилий региональных центров субконтрактации. Между собой они связаны единой информационной системой, разработанной Межрегиональным центром промышленной субконтрактации и партнерства. Она позволяет быстро находить поставщиков и заказчиков на территории страны и за ее пределами. Любой производитель может зарегистрироваться в системе и получить доступ к сведениям о потенциальных партнерах. Переговоры при этом проводятся без посредников.
   В общероссийской системе субконтрактации свои услуги в качестве поставщиков предлагает около 8 тысяч предприятий и число их постоянно растет. Отчасти благодаря этому отечественные разработчики промышленных компонентов начинают теснить конкурентов из-за рубежа. Поэтому развивать это направление государству выгодно.
   Поддержку системе оказывают региональные органы власти. Но чтобы государственная поддержка была эффективной, она должна приобрести конкретные очертания, а не являться абстрактным перераспределением средств, отметил Артем Киселев, президент НП «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации», на круглом столе по вопросам развития субконрактации, прошедшем в рамках форума. Постепенно в этом начинают убеждаться все участники процесса.
   Надо сказать, что правительство города уделяет значительное внимание развитию малых предприятий в сфере промышленности. Предложен целый ряд конкретных программ поддержки. Одним из способов получить заказы для субподрядчиков является участие в тендерах государственных компаний вроде Газпрома или РЖД. Но небольшой фирме без поддержки победить в нем очень сложно. Поэтому многие руководители региональных центров субконтрактации стали говорить об объединении подрядчиков в единый союз, способный отстаивать свои интересы. И кроме того, они могут координировать действия поставщиков и побудить их отвечать за качество поставляемой продукции. Появление подобного союза пошло бы на пользу и крупным компаниям.
   Ведь многие из них признаются, что без помощи субподрядчиков работа на их предприятии вообще бы остановилась. Для производства сложного оборудования, например подъемно-транспортных систем, может понадобиться несколько сотен конструкторских и производственных отделов. Разместить их на одной производственной площадке ― значит сделать производство заведомо убыточным. Такой подход был возможен в условиях советского планирования, но в нынешней ситуации акционерам предприятия банкротство ни к чему. И они начинают считаться с малым бизнесом.
   На Западе все более отчетливо проявляется тенденция к дроблению производства на мелкие операции, когда каждое небольшое изделие, будь то микросхема или свисток для чайника, является отдельным проектом. Это позволяет крупным компаниям избавиться от лишних издержек на содержание простаивающих линий и переключить свои усилия на обновление модельного ряда выпускаемой продукции. Малый же бизнес получает постоянных заказчиков и широкий рынок сбыта.
   Подрядчики самостоятельно производят только узлы, несущие в себе ключевые инновации. Все остальные детали производятся на крупных предприятиях по субконтракту. В целом этот механизм позволяет оптимизировать производство и повысить конкурентоспособность. В мире эта практика держит до 80% сборочного производства. Для России это пока остается лишь тенденцией ближайшего будущего.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Деловая неделя"