16.02.2005  МЭРТ: государство заинтересовано в развитии малого инновационного бизнеса

   Основной задачей государственной политики в области развития научно-технической и инновационной сферы в 2004 году являлось активное использование отечественного научно-технического потенциала для модернизации экономики, расширения участия страны в международном разделении труда, как в традиционных, так и в высокотехнологичных секторах. Об этом говорится в распространенном МЭРТ РФ мониторинге социально-экономического развития страны за 2004 г.
   Однако, отмечается в документе, на решение этой задачи оказывали негативное влияние ряд факторов: недостаточный спрос на научную и научно-техническую продукцию со стороны промышленности, несовершенство действующей нормативной правовой основы стимулирования инноваций и средств для производства и вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, низкие темпы создания и внедрения инноваций.
   Состояние научно-технического потенциала России в 2004 году, говорится в документе МЭРТ, характеризовалось следующими показателями.
   В 2004 году насчитывалось 3734 организаций, выполняющих научные исследования и разработки. В результате проводимой реструктуризации научно-технического комплекса число организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом на 1.7%. Это затронуло научно-исследовательские организации, число которых уменьшилось на 1.4%.
   Продолжается процесс сокращения количества конструкторских бюро, проектных и проектно-изыскательских организаций. В 2004 г. их число уменьшилось на 21 единицу, или на 7.1% от уровня предыдущего года. Эти тенденции прослеживаются с 2001 года.
   Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, по сравнению с 2003 г. сократилась на 2.1%. К концу 2004 г. наметилось незначительное увеличение доли исследователей до 47.8%. Численность техников снизилась до 8.3% от всего персонала. В результате, если в 1991 году на 100 исследователей и техников приходилось 56 работников вспомогательного и прочего персонала, то в 2004 году – 78. Низкая доля техников оборачивается ухудшением состояния научного оборудования и дополнительными потерями рабочего времени самих исследователей, отмечается в документе.
   Возрастной состав научных кадров остается одной из наиболее острых проблем. Исследователи в возрасте до 40 лет составляют всего 27.3%.
   В 2004 году несколько улучшилось положение ученых и специалистов в научно-технической сфере. Если величина оплаты труда ученых в 2003 г., рассчитанная в сопоставимых ценах, превысила уровень предыдущего года на 4.1%, то за 2004 г. она по оценкам ЦИСН выросла почти, на 10% по сравнению с 2003 г.
   В 2004 году не удалось решить проблему укрепления материально-технической базы науки, что не позволяет проводить конкурентоспособные исследования в отечественных лабораториях, а значит и реально закрепить кадры в науке.
   В 2004 году продолжили функционирование государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности - Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также система отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и экспериментальных разработок.
   Государственные фонды на конкурсной основе поддерживают фундаментальные исследования, а также проекты малых инновационных фирм; внебюджетные  обеспечивают мобилизацию ресурсов для прикладных исследований и экспериментальных разработок на этапе продвижения технологий в производство и на рынок.
   По сравнению с 2003 годом финансирование науки в 2004 году улучшилось, что привело к росту объема внутренних затрат на исследования и разработки. Средства федерального бюджета продолжают оставаться основным источником финансирования науки. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. они выросли (в сопоставимых ценах 1991 г.) на 12.7%. Объем финансирования науки за счет средств организаций предпринимательского сектора в 2004 г. вырос (в сопоставимых ценах 1991 г.) на 12.6%. Одновременно снижается роль иностранных инвестиций в науку. Удельный вес этого источника финансирования по сравнению с 2003 г. уменьшился на 0.1 процентных пункта, а с 2000 г. – на 3.1%.
   Несмотря на то, что по ряду направлений фундаментальных исследований и некоторым приоритетным направлениям прикладных исследований и разработок отечественная наука находится на передовых позициях, состояние в научно-технической и инновационной сферах в значительной степени не позволяет России конкурировать на рынках наукоемкой продукции, а также определяет ее отставание от большинства развитых стран в части технологического обеспечения производства и экспорта высокотехнологичной продукции.
   В целях улучшения ситуации в этих сферах деятельности в 2004 году реализовывался следующий комплекс мер.
   1. Повышение эффективности финансовой поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. В 2004 году по разделу 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» было выделено 46.2 млрд. рублей.
   2. Повышение эффективности регулирования в сфере науки и технологий. В 2004 году подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации предложения по корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий Российской Федерации.
   Основным механизмом практической реализации приоритетных направлений и перечня критических технологий Российской Федерации, а также мер по стимулированию инновационной активности и внедрению в производство наукоемких технологий является федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы (ФЦНТП).
   Одним из основных механизмов государственного стимулирования инновационного развития явилось создание системы важнейших инновационных проектов государственного значения (ВИП ГЗ). В настоящее время ВИП ГЗ стали основой блока «Коммерциализация технологий» ФЦНТП, в целях разработки и практической реализации организационно-экономических механизмов концентрации ресурсов государства и предпринимательства на коммерциализации и распространении (тиражировании) перспективных отечественных технологий.
   В настоящее время на разных стадиях выполнения находятся 15 ВИП ГЗ, по девяти из которых государственным заказчиком выступает Федеральное агентство по науке и инновациям.
   Полученные результаты подтверждают эффективность предложенного подхода для отработки оптимальных схем государственно-частного партнерства и, соответственно, консолидирования бюджетных и внебюджетных источников финансирования в опережающем развитии экономически эффективных наукоёмких производств, в проведении активной политики на перспективных рынках высокотехнологичной продукции и услуг.
   Действенным инструментом повышения эффективности регулирования является законодательное обеспечение научной и инновационной деятельности. В этом направлении в 2004 г. подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
   С целью создания благоприятной экономической и правовой среды, а также формирования инновационной инфраструктуры Минобрнауки в 2004 году подготовило и представило в Правительство предложения:
   формирование на территориях с высокой концентрацией научно-технического потенциала дополнительных условий для ускоренного производства и выведения на рынок высокотехнологичной продукции;
   развитие государственной системы поддержки продвижения в производство результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных с государственным участием и находящихся на предкоммерческой стадии, а также малых высокотехнологичных предприятий, находящихся на раннем этапе развития;
   развитие и регулирование деятельности региональных и отраслевых венчурных фондов с государственным участием;
   развитие государственной системы научно-технической информации с целью активизации инновационной деятельности.
   С этой целью в действующую инновационную инфраструктуру встраиваются центры трансфера технологий, ориентированные на коммерциализацию научно-технических результатов, созданных за счет бюджета. При поддержке Минобрнауки России в 2003 – 2004 годах на базе институтов РАН, университетов, государственных научных центров Российской Федерации созданы и функционируют 20 центров трансфера технологий.
   В организационных структурах НИС органично возникает и развивается малый инновационный бизнес. В целом для организационных структур рыночных НИС характерно сочетание крупных интегрированных фирм – лидеров национальных и мировой экономик с множеством фирм сектора МИП, осуществляющих инновационно-технологическую деятельность.
   Формирование инфраструктуры национальной инновационной системы в 2004 году было направлено на создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры, повышение эффективности их деятельности; формирование особых инновационно-активных (в том числе технико-внедренческих) экономических зон; развитие системы научно-технических государственных и внебюджетных фондов, включая фонды стартового, «посевного» и венчурного финансирования; развитие государственной системы научно-технической информации, включая создание сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности.
   В 2003-2004 годах проведен эксперимент по созданию и развитию двух пилотных территориальных отраслевых высокотехнологичных кластеров на базе действующих объектов инновационной инфраструктуры:
   в области электроники, микроэлектроники и информационно-телекоммуникационных технологий на базе инновационно-промышленного комплекса Московского государственного института электронной техники (г. Зеленоград).
   в области оптоэлектроники на базе инновационно-промышленного комплекса «Светлана» (г. Санкт-Петербург).
   3.Создание цивилизованного рынка интеллектуальной собственности
   В целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (ИС) были приняты Федеральные законы:
   от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»,
   от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
   В 2004 году подготовлен проект постановления Правительства «О единой государственной системе учета научных и научно-технических результатов, созданных за счет средств федерального бюджета, и контроле за их использованием». Создание такой системы будет способствовать выработке и реализации федеральными органами исполнительной власти государственной политики по повышению эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности.
   4. Оптимизация структуры и состава государственного научно-технического комплекса В 2004 году подготовлены и направлены в Правительство предложения по оптимизации структуры и состава государственного научно-технического комплекса, а также подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о сохранении статуса государственного научного центра Российской Федерации.
   5. Повышение престижа научно-технической деятельности
   В 2004 году приняты меры по закреплению в науке молодых специалистов, повышению престижности научной и инновационной деятельности, наращиванию адресного финансирования материально-технической базы науки. Проводился комплекс мероприятий по интеграции науки и образования.