09.11.2008 Производителям цитрамона не до инноваций В Москве состоялся круглый стол с участием представителей фармацевтической отрасли, посвященный стратегии развития отечественного фармпрома до 2020 года. Правительственная концепция предполагает, что через 12 лет продукция отечественных компаний будет на 80% инновационной и займет более половины рынка РФ. Однако мнения участников дискуссии о необходимости повсеместного внедрения инновационных производств и в особенности относительно участия в процессе государства разделились. Академик РАН Алексей Егоров, представитель Ассоциации российских фармпроизводителей Михаил Сорокин и заместитель гендиректора НПО «Микроген» Алексей Куприянов полагают, что компаниям требуется мощная поддержка власти. В качестве необходимых мер эксперты назвали преференции для отечественных компаний, возрождение инфраструктуры, гарантии госзакупок препаратов под госпрограммы, упрощенные схемы регистрации, налоговые и таможенные льготы, финансовую и статусную поддержку академической науки. При этом эксперты согласились с тем, что от одного лишь перечисления необходимых шагов ничего не изменится, шансов же получить скорую и адекватную господдержку у отечественного производителя крайне мало. Проанализировав текущее состояние фармпрома и общемировые рыночные тенденции, аналитики заключили, что планы государства по возрождению фармацевтической промышленности несбыточны. Один из наименее реалистичных пунктов в концепции - это создание 200 инновационных препаратов до 2020 года. По статистике, доля инновационных препаратов на российском рынке России не превышает 12%. Для сравнения: в США она составляет 82%, в Японии - 76%, во Франции - 60%. При этом, по словам директора по маркетинговым исследованиям отраслевой аналитической компании "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова, сегодня в РФ 68 компаний производят анальгин, 50 компаний - валидол, 46 - цитрамон. При таком положении вещей ни о каких инновациях в массовом масштабе не может быть и речи. «В этой области у государства слишком много лозунгов и мало рационального подхода», - заметил гендиректор компании «Комкон-Фарма» Олег Фельдман. По его мнению, в идеале фармацевтическая отрасль должна быть поделена на две сферы: снабжение населения необходимыми лекарствами (целесообразнее всего - современными дженериками) и развитие инноваций как бизнеса. В этом случае инновационные разработки могут быть продуктом для продажи западным компаниям (так, например, работает сегодня по западным заказам компания «ХимРар»), а также служить базой для создания препаратов, которые будут продаваться на территории СНГ. В качестве иллюстрации эксперт привел пример Германии, Польши и Чехии, где основу снабжения населения препаратами составляют дженерики - копии оригинальных препаратов, вышедших из-под патента. По мнению Олега Фельдмана, рынок все равно будет развиваться в сторону, приносящую прибыль бизнесу, сегодня же ни инфраструктура, ни кадры, ни количество и качество разработок не предполагают создания массовых лекарственных инноваций. Государство, по мнению эксперта, не должно быть игроком на этом рынке. «Создавать локальную систему производства исключительно инновационных препаратов для России означает принести в жертву амбициям и громким лозунгам здоровье населения», - отметил Фельдман. |