26.11.2008 В.Путин утвердил основные направления деятельности правительства РФ до 2012 Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение от 17 ноября 2008 г N1663-р, которым утвердил "Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2012 г". Об этом сообщила пресс-служба правительства РФ. Тем же распоряжением утвержден перечень проектов по реализации "Основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2012 г". Правительство РФ призвано обеспечить возможность наращивать ВВП не менее чем на 6-7 проц в год, что необходимо для решения долгосрочных задач социального развития, модернизации национальной экономики и обеспечения безопасности. В центр социально-экономической политики необходимо поставить интерес человека в улучшении жизни и в развитии личности. Необходимо сформировать мотивации и одновременно создать все условия для изменений в сферах, определяющих качество жизни людей, прежде всего для улучшения здоровья, экологии, образования, культуры, жилищных условий, безопасности. Особого внимания требуют вопросы молодежной политики и поддержки социально незащищенных групп населения. Одновременно предстоит осуществить масштабные проекты по трансформации экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это проекты в области либерализации экономических институтов и усиления конкурентности предпринимательской среды; повсеместного распространения инноваций, ускоренного развития науки, технологий и высокотехнологических производств; построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций; повышения эффективности отраслей экономики, снижения энергоемкости производства и увеличения производительности труда; модернизации базовых промышленных производств и сельского хозяйства, качественного обновления транспортной и энергетической инфраструктуры, развития ресурсной базы экономики; обеспечения сбалансированного регионального развития и создания новых региональных центров экономического роста. При этом важнейшими стратегическими факторами обеспечения устойчивости социально-экономического развития остаются поддержание макроэкономической сбалансированности и снижение уровня инфляции. Ключевым условием успеха в решении этих задач является повышение качества работы системы государственного управления и местного самоуправления. При этом основной акцент делается на конечной результативности и эффективности исполнения функций и полномочий правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на мотивациях государственных и муниципальных служащих в достижении поставленных целей. Одновременно на всех уровнях власти будет развернута борьба с коррупцией и бюрократизмом. Главной целью деятельности правительства РФ является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы. Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства. Социальная политика будет ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи. По-прежнему актуальной остается задача, связанная с обеспечением доступности жилья для людей с различным уровнем доходов. Крайне неэффективна сфера жилищно-коммунальных услуг. Необходимо развитие конкурентной среды в отрасли, развитие массового жилищного строительства для всех категорий граждан, модернизация коммунальной инфраструктуры. Основными направлениями деятельности правительства РФ в этой области станут следующие. Первое - увеличение объемов строительства качественного и доступного жилья. Второе - развитие ипотеки и других инструментов, повышающих доступность жилья. Третье - повышение качества жилищно-коммунального обслуживания. Будут созданы условия, позволяющие работающему человеку сформировать в системе обязательного пенсионного страхования достаточные пенсионные накопления. В частности, будет реализован комплекс мер по укреплению накопительной составляющей пенсионной системы, урегулирован порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии. А для лиц, не имеющих возможности по объективным причинам осуществлять полноценную трудовую деятельность, будет обеспечен необходимый уровень социальной поддержки. Предстоит увеличить размер пенсии старшему поколению с учетом продолжительности стажа работы в период до 1991 г. Средний размер трудовых пенсий в 2012 г достигнет величины, обеспечивающей 1,96 прожиточных минимума пенсионера. Будут созданы условия для сбалансированности пенсионной системы и обеспечения устойчивых источников выплат трудовых пенсий за счет введения страховых взносов по единому для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей тарифу независимо от отраслевой принадлежности с установлением верхней границы базы для их начисления, а также для внедрения эффективных механизмов администрирования и персонификации указанных платежей. Предстоит расширить инвестиционный портфель управляющих компаний в целях предоставления возможности повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений при условии обеспечения их надежности. Будут реализованы дополнительные меры, стимулирующие участие граждан и работодателей в формировании накоплений на цели добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Предстоит реализовать комплекс мер по повышению уровня информированности населения по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. Будет продолжено совершенствование нормативной правовой базы и созданы организационные механизмы, обеспечивающие повышение оплаты труда работникам, занятым в сферах науки, образования, здравоохранения и культуры, на основе перехода на новые системы оплаты труда, введение которых будет осуществляться в увязке с переходом к финансированию по конечному результату и внедрению государственного /муниципального/ заказа на услуги. Макроэкономическая политика будет сосредоточена на следующих приоритетных направлениях. Первое - снижение уровня инфляции. Уже в 2010 г инфляция должна выйти на однозначные значения, а к 2012 г - снизиться до 7 проц. Уменьшение темпов роста инфляции будет достигаться за счет увеличения объемов производства товаров, развития конкуренции и расширения конкурентной среды, роста производительности труда, сдерживания роста издержек. Необходимо обеспечивать проведение консервативной денежно-кредитной политики, стимулировать склонность населения к сбережению. Будет реализован комплекс мер, направленных на сдерживание роста цен, прежде всего, на продукты питания. С этой целью необходимо наращивать объемы производства продовольствия и одновременно снижать издержки товаропроизводителей, расширять каналы сбыта и повышать их эффективность путем развития конкуренции и расширения конкурентной среды на продовольственных рынках. Второе - обеспечение сбалансированности бюджета. Рост расходных обязательств государства должен строго соответствовать росту экономики. Главным условием поддержания сбалансированности бюджета является повышение эффективности бюджетных расходов и оптимизация сети бюджетных учреждений. Необходимо добиться большей эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Для обеспечения надежности размещения и повышения доходности будет расширен состав объектов инвестирования средств Фонда национального благосостояния. Третье - обеспечение устойчивости и ликвидности банковской системы и финансовых рынков. Необходимо повысить устойчивость банковской сферы и финансовой системы, в том числе к колебаниям мировых финансовых рынков, обеспечить рост капитализации банковской системы. Для увеличения ликвидности в финансовую систему будут вовлечены долгосрочные ресурсы пенсионной системы и Фонда национального благосостояния. Будут приняты меры, направленные на формирование долгосрочного внутреннего инвестиционного ресурса, в том числе на повышение надежности банков, стимулирование развития накопительных пенсионных систем, страхового рынка и коллективных инвестиций. С этой целью будет усовершенствовано законодательство РФ, в том числе в части правового регулирования института залога. Будут повышены гарантии защиты прав собственности на ценные бумаги. Для развития конкурентоспособного финансового рынка предстоит осуществить нормативное правовое регулирование, включающее, в частности, развитие финансовых институтов и создание новых финансовых инструментов, развитие инфраструктуры финансового рынка, формирование благоприятного налогового климата и совершенствование правового регулирования финансового рынка. Государство продолжит формирование комфортных условий для ведения бизнеса, будет содействовать развитию конкуренции, устранению излишних административных барьеров, обеспечению защиты прав собственности и контрактных обязательств. Меры активной конкурентной политики будут направлены на оптимизацию государственного воздействия на рыночную конкурентную среду, устранение внутренних административных барьеров и снижение внешнеторговых барьеров в целях стимулирования доступа новых участников на российские товарные рынки. Будут установлены обязательные процедуры обоснования целесообразности введения новых норм госрегулирования с точки зрения их последствий для состояния и развития конкуренции. Ключевыми для развития конкуренции станут меры по развитию инфраструктуры товарных рынков, механизмов организованной /биржевой/ торговли, расширению практики заключения долгосрочных контрактов. Важной задачей является формирование системы мониторинга проблемных товарных рынков, недостаточное развитие конкуренции на которых сдерживает рост предложения товаров и способствует негативным ценовым тенденциям. Необходимо повысить эффективность выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на рынках РФ, в том числе связанных с заключением картельных соглашений. С этой целью следует активизировать взаимодействие антимонопольного органа и правоохранительных органов. Будут конкретизированы особенности применения антимонопольного законодательства в отдельных сферах экономики, включая розничную торговлю, распределение прав пользования недрами, землей, лесами, водными и биоресурсами. Будут приняты правила, обеспечивающие равный доступ потребителей к объектам инфраструктуры, в том числе находящимся в распоряжении субъектов естественных монополий. Будет продолжено создание системы действенных наказаний за нарушение антимонопольного законодательства. Будет предусмотрено расширенное применение дисквалификаций должностных лиц /в частности, в отношении государственных и муниципальных служащих/. В отношении наиболее злостных случаев ограничения конкуренции /участие в картельном сговоре, многократные злоупотребления доминирующим положением/ будет применяться уголовное наказание в виде лишения свободы. Необходимо последовательно использовать предоставленные антимонопольным законодательством возможности пресечения антиконкурентной государственной и муниципальной помощи. Будут уточнены запреты на избирательное предоставление льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам со стороны органов власти и органов местного самоуправления, расширится сфера применения таких запретов. Для поддержания стабильных темпов роста экономики и улучшения предпринимательского климата продолжится курс на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов. В 2009-2010 гг предстоит принять следующие меры по совершенствованию налоговой системы: - переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования; - увеличение размера амортизационной премии в диапазоне от 10 до 30 проц для основных средств, входящих в третью - седьмую амортизационные группы; - совершенствование системы налогообложения операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами; - совершенствование системы налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений; - совершенствование системы взимания акцизов и экспортных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продукции высокой степени переработки. Будут реализованы меры по налоговому стимулированию увеличения затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение, приобретение жилья. Меры по совершенствованию специальных налоговых режимов будут направлены на стимулирование развития малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, будет разработан механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Будет осуществлено реформирование налогового контроля за трансфертными ценами. Будут расширены государственные программы поддержки малого предпринимательства. Их действие будет распространяться на средние предприятия, наличие которых является одним из важных факторов формирования конкурентной среды. Поддержка будет осуществляться, прежде всего, через субсидирование их расходов на повышение квалификации работников, получение международной сертификации продукции и бизнес-процессов. Важным каналом предоставления поддержки малым и средним субъектам предпринимательства станут отраслевые и региональные объединения предприятий. Будет усовершенствована упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. В приоритетном порядке будут стимулироваться создание и развитие малых наукоемких предприятий, предприятий малых форм в научно-технической сфере. Дополнительные меры будут направлены на снижение издержек и упрощение доступа малого и среднего бизнеса к объектам электросетевого хозяйства, тепло-, водо- и газоснабжения и другим объектам естественных монополий. Будут сокращены контрольные полномочия проверяющих органов, заменены разрешительные процедуры при открытии и ведении бизнеса на уведомительные. Расширится сфера применения обязательного страхования ответственности при сокращении лицензируемых видов деятельности. Предстоит законодательно ограничить количество проверок хозяйствующих субъектов и сроки их проведения, значительно сократить количество внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов. Будет реализован комплекс мер по повышению прозрачности отношений собственности, усилению ответственности членов органов управления компаний, повышению эффективности исполнения контрактных обязательств. Продолжится формирование нормативной правовой базы конкурентоспособной системы корпоративного управления, обеспечивающей баланс интересов различных групп заинтересованных лиц и большую гибкость в регулировании корпоративных отношений. Будут приняты меры по стимулированию создания саморегулируемых организаций. Предстоит создать институт массовой оценки недвижимости и введение на основе такой оценки налогообложения недвижимого имущества, сформировать единую государственную систему кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость. Продолжится работа по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций. Будет повышена ответственность за своевременность и содержание раскрываемой информации. Важнейшей задачей при этом является совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международно признанных стандартов. Политика на рынке труда будет направлена на обеспечение институциональных и экономических условий, способствующих созданию новых и высокопроизводительных рабочих мест и поддержанию эффективной занятости населения. Будут созданы дополнительные стимулы для привлечения в экономику молодежи, работников старшего возраста, а также для расширения участия женщин в трудовой деятельности с учетом поддержки рождаемости. Будут снижены административные барьеры, препятствующие высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях. В рамках реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, предстоит реализовать комплекс дополнительных мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы. Предстоит усовершенствовать механизм формирования перечня профессий /специальностей, должностей/ по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ. В странах - основных миграционных донорах будут создаваться центры содействия иммиграции в Россию, способствующие изучению русского языка и культуры, российского законодательства. Будет модернизировано трудовое законодательство в целях повышения эффективности механизма разрешения трудовых споров, развития норм регулирования трудовых отношений при применении дистанционной занятости и других новых и развивающихся форм занятости. Совершенствование законодательства будет направлено также на легализацию трудовых отношений. Ключевым условием обеспечения глобальной конкурентоспособности России является формирование эффективной национальной инновационной системы. Усилия в этой области будут направлены на привлечение частных инвестиций для проведения исследований и разработок, укрепления взаимодействия науки, государства и бизнеса. В законодательство будут внесены изменения, призванные обеспечить защиту интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий на уровне самых высоких мировых стандартов. Одновременно с увеличением государственных расходов на проведение НИОКР будут внедрены новые формы оплаты работ и услуг, производимых сектором науки, основанные на принципах проектного финансирования и предоставлении грантов. Будут внедрены современные системы оплаты труда в научной сфере, непосредственно увязанные с полученными результатами. Предстоит создать институт независимой оценки деятельности научных организаций в соответствии с международной практикой. Будет модернизирована материально-техническая база сектора науки, обновлена его приборная база, реализован комплекс мер по развитию системы подготовки научных и научно-педагогических кадров. Будет продолжено развитие сети технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, венчурных компаний, технико-внедренческих особых экономических зон, инжиниринговых и проектных фирм, создана система государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, в первую очередь малого бизнеса. Развитие научной информационно-коммуникационной инфраструктуры потребует строительства единой информационной сети обеспечения распределенных высокопроизводительных вычислений с применением ГРИД-систем и создания отечественной суперЭВМ мощностью до 500 трлн операций в секунду. Будет сформирована система долгосрочного научного и технологического прогнозирования, основанного на взаимодействии государства, науки и бизнеса /Форсайт/. На базе форсайта будут определяться научные и технологические приоритеты и подготавливаться программы развития по научным и технологическим направлениям. Необходимо разработать механизмы отбора и государственной поддержки импорта ключевых комплексных технологий и покупки зарубежных активов - технологических доноров. Предстоит создать систему межведомственной координации бюджетных расходов на НИОКР гражданского, военного и двойного назначения. Будут расширены механизмы содействия предприятиям, осуществляющим научные исследования и разработки, технологическое проектирование, приобретение новых технологий, подготовку и переподготовку персонала, упрощен порядок импорта технологий, патентов и лицензий. С помощью государственных институтов развития расширится поддержка инновационно емких проектов в отраслях экономики. Следует внедрить механизмы предоставления субсидий предприятиям на цели проведения технологического аудита. Будет сформирована система новых форм организации научной и образовательной деятельности, которые возьмут на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики. Эта система включает создание федеральных университетов, создание и приоритетную поддержку системообразующих организаций мирового класса /национальных исследовательских центров/ и реализацию программ развития научно-образовательных центров. Важнейшей формой интеграции науки, образования и производства являются инновационные территориальные кластеры. Предстоит создать нормативную правовую базу поддержки формирования таких кластеров на региональном уровне. Будут реализованы пилотные проекты создания инновационных кластеров, включая авиационный кластер в Жуковском. Правительство РФ будет создавать условия для повышения конкурентоспособности обрабатывающих секторов экономики. При этом программы поддержки будут ориентированы прежде всего на инициативу со стороны самих предприятий. Одной из важнейших целей деятельности правительства РФ является создание условий для достижения Россией лидерства в развитии ведущих высокотехнологичных отраслей промышленности. При инвестиционной поддержке соответствующих предприятий будет учитываться позиция российских предприятий на мировом рынке. Первое - авиационная промышленность и двигателестроение. Предстоит обеспечить выход на внешние и внутренний рынки самолетов Ил-96, SSJ-100, Ту-204, глубоко модернизированного самолета Ту-204СМ, Ан-148, реализовать комплекс мер по развитию малой авиации. Будет создано семейство "прорывных продуктов" гражданской авиации, включая SSJ-М, среднемагистральный самолет МС-21, широкофюзеляжный ближнемагистральный самолет, в кооперации с одной из ведущих зарубежных компаний. Предстоит реализовать проект создания двигателя нового поколения для "прорывных продуктов". Будет реализован проект создания многофункционального истребителя пятого поколения /ПАК ФА/, создан вертолет нового поколения, создано семейство военно-транспортных самолетов в интересах обороны и с целью коммерческой эксплуатации. Продолжится процесс создания интегрированных структур в области самолето-, вертолето- и двигателестроения. Будет обеспечено развитие открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", в том числе осуществлено первичное размещение акций. Целесообразно интегрировать необходимые авиационные активы на Украине и в Республике Узбекистан. Второе - ракетно-космическая промышленность. Необходимо гарантировать полноценную работу глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, в том числе развертывание спутниковой группировки на базе аппаратов нового поколения с повышенными техническими характеристиками, создать условия для обеспечения оснащения потребителей отечественной навигационной аппаратурой, работающей по сигналам этой системы. Будут приняты меры по развитию и повышению устойчивости функционирования отечественной спутниковой группировки. К 2012 г следует завершить замену ключевых космических аппаратов орбитальной спутниковой группировки, а также создание 3 многофункциональных космических аппаратов для решения задач связи, вещания, мониторинга и метеонаблюдения в высокоширотных районах в рамках создания многоцелевой космической системы "Арктика". Будут развернуты работы по созданию космических средств нового поколения, включая современные средства выведения и космические аппараты с увеличенным сроком активного существования, перспективную пилотируемую транспортную систему. Будет начато строительство нового российского космодрома Восточный. Предстоит полностью реализовать обязательства РФ по проекту Международной космической станции. Предстоит развить механизм использования результатов космической деятельности в социально-экономических, научных и коммерческих целях, создать с использованием механизмов частно-государственного партнерства организации - операторы услуг, предоставляемых на основе результатов космической деятельности. Третье - атомный энергопромышленный комплекс. Будут созданы условия, технологические и строительные заделы для ввода ежегодно не менее 1-2 ГВт мощностей атомных электростанций. На территории России будут созданы международные центры по обогащению ядерного топлива. Необходимо завершить основные мероприятия по формированию госкорпорации по атомной энергии "Росатом" как глобальной компании с мощным конкурентным потенциалом на мировых рынках ядерно-энергетических технологий, продукции и услуг. Следует сформировать научно-технологическую базу для перехода к новому поколению ядерных реакторов, основанных на быстрых нейтронах и замкнутом топливном цикле, обеспечить расширение позиций страны на глобальном рынке строительства атомных электростанций, оказания сервисных услуг и производства ядерного топлива. Четвертое - судостроительная промышленность. Необходимо завершить интеграцию российского судостроения, создание открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" /2009 г/; обеспечить финансовое оздоровление ведущих предприятий судостроительной отрасли; оптимизировать производственные мощности и развернуть при поддержке государства масштабную техническую реконструкцию ведущих судостроительных предприятий, ориентируясь на перспективный портфель заказов; реализовать комплекс мероприятий по подготовке и закреплению квалифицированных кадров для судостроительной промышленности. Предстоит обеспечить на законодательном уровне условия для развития судостроительной промышленности, обеспечить приоритет российской промышленности в области создания морских технических средств, необходимых для освоения морского шельфа, развить систему лизинга для судоходных компаний, приобретающих российские суда речного флота. В ближайшие годы необходимо обеспечить международную кооперацию в области создания морских технических средств для освоения шельфа и эксплуатации Северного морского пути, а также для развития производства широкого спектра конкурентоспособных гражданских судов. Пятое - электронная и радиоэлектронная промышленность. Необходимо создать современную проектную инфраструктуру электроники, включая 6-7 системных центров проектирования, 60-70 дизайн-центров проектирования, межотраслевой центр фотошаблонов. Будет сформирована современная основа производства радиационно стойкой электронной компонентной базы, сверхвысокочастотной электроники, микроэлектроники, электронных материалов и структур, микросистемной техники, а также фотоники и необходимой для этого компонентной базы и материалов. К 2012 г в серийном производстве будет достигнут технологический уровень изделий 0,09 мкм, будет разработано около 200 конкурентоспособных базовых технологий в области электронной компонентной базы и радиоэлектроники. Целью государственной политики в сфере развития базовых отраслей промышленности является повышение конкурентоспособности отечественного энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса. Для осуществления диверсификации российской экономики и обеспечения технологической безопасности страны будут реализованы программы развития высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры при преимущественном использовании продукции отечественного машиностроения и металлургии с учетом ее качества и эффективности использования. Приоритетными направлениями государственной поддержки развития базовых отраслей промышленности станут: - выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке, в том числе путем повышения эффективности таможенного и налогового администрирования, совершенствования механизмов субсидирования; - стимулирование НИОКР и поддержка реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий; - комплексная поддержка экспорта российской промышленной продукции; - развитие системы профессионального образования, подготовки квалифицированных кадров для промышленности; - дальнейшее развитие системы технического регулирования, которая должна стать универсальным инструментом повышения конкурентоспособности российской экономики. Необходимым условием роста качества жизни населения, построения инновационной экономики и повышения эффективности государственного управления является интенсивное развитие информационной среды. Предстоит принять государственную программу развития телерадиовещания в РФ, реализация которой станет одним из основных путей устранения информационного неравенства. К 2012 г планируется обеспечить возможность приема 6–8 общедоступных каналов для 99 проц населения. Дополнительный импульс развития получат новые мультимедийные услуги и форматы вещания, включая мобильное телевидение и телевидение высокой четкости. В ходе модернизации инфраструктуры телерадиовещания произойдет замена аналогового оборудования на цифровое. Население будет обеспечено цифровыми приставками к существующему парку аналоговых телеприемников. Увеличатся масштабы отечественного производства телерадиовещательного оборудования. Уже в ближайшее время предстоит начать перевод государственных фондов и архивов в сфере телерадиовещания в электронный вид. По мере конверсии радиочастотного спектра будут создаваться условия для широкого внедрения передовых беспроводных технологий связи и перехода к рыночно ориентированным методам управления радиочастотными ресурсами. Необходимо принять программу модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи и завершить структурную реформу отрасли. Будет определен перечень услуг, законодательно закрепляемых за национальным оператором федеральной почтовой связи. Модернизация почты России приведет к формированию современной многофункциональной информационно-логистической инфраструктуры на основе существующей всероссийской сети отделений почтовой связи. В 2012 г будет обеспечен гарантированный доступ граждан на всей территории РФ, включая населенные пункты в сельской местности и труднодоступные районы, к широкому спектру почтовых, информационных, финансово-банковских услуг за счет использования инфраструктуры отделений почтовой связи. Потребуется создание единой универсальной информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей получение на территории страны информации в разных форматах, в том числе в интерактивном режиме. Технологической основой такой платформы должны стать сеть высокоскоростных каналов магистральной связи, абонентские линии широкополосного доступа /включая мобильный доступ/ к сетям электросвязи, интегрирование России в мировую телекоммуникационную инфраструктуру. К 2012 г все население страны должно быть обеспечено базовыми услугами связи, а не менее одной трети - широкополосным доступом. Это позволит уменьшить информационное неравенство регионов России за счет сокращения существующих различий в доступности для населения полного спектра современных телекоммуникационных услуг, в том числе каналов телевидения и радио, сети Интернет. В 2010 г будет завершено создание межведомственной системы электронного документооборота. С этой целью предстоит придать официальный статус электронным формам взаимодействия органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, электронной цифровой подписи. Необходимо регламентировать функционирование общероссийского государственного информационного центра. Получит развитие государственная автоматизированная система "Управление", в том числе на основе интеграции информационных систем планирования и отчетности различных органов власти. При помощи использования современных информационно-коммуникационных технологий будет обеспечен доступ организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, а также предоставлена возможность полного или частичного получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет. Будет создана система поддержки производства и распространения информационной продукции, соответствующей актуальным демографическим и социальным вызовам, поддерживающей и развивающей традиционные морально-нравственные ценности, пропагандирующей здоровый образ жизни. Будут осуществляться развитие и координация деятельности российских информационных ресурсов, работающих с зарубежной аудиторией. В число безусловных приоритетов государственной политики входят создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих природное сырье, формирование лучшего в мире энергетического промышленного сектора. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие. Первое - развитие минерально-сырьевой базы. Необходимо реализовать долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. В полном объеме должна быть развернута работа по изучению и освоению континентального шельфа, организовано проведение геологических исследований недр Арктики и Антарктики, гарантирована защита интересов России в этих регионах. Будут приняты меры по стимулированию притока инвестиций для осуществления геологоразведки и разработки нефтегазовых месторождений, формирования и развития новых центров добычи нефти и газа. Предстоит реализовать программу комплексного освоения углеводородных ресурсов Северо-Западного региона, полуострова Ямал, Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая развитие необходимой инфраструктуры. Будет активизирована работа по укреплению ресурсной базы твердого топлива, а также черной и цветной металлургии. Для этого следует провести поисковые, оценочные и разведочные работы на угольных месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, увеличить запасы коксующихся углей за счет Кузнецкого, Печорского и Южно-Якутского бассейнов, организовать поисковые и разведочные работы на рудных месторождениях в регионах Южного Урала, Красноярского края, Республики Бурятия и ряде других. Будет реализован комплекс мероприятий по технико-технологическому и кадровому обеспечению геологоразведочных организаций. Будут проведены структурные преобразования в отрасли на основе создания крупных интегрированных хозяйственных структур. Будет создан федеральный фонд резервных участков недр. Второе - совершенствование технологий добычи и повышение глубины переработки углеводородного сырья. Необходимо ускорить введение мер экономического стимулирования, включая дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых и акцизов, направленных на увеличение доли продукции высокой глубины переработки /в том числе в структуре экспорта/, повышение уровня извлечения запасов и добычи на удаленных и сложных месторождениях. Одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 проц. Предстоит сконцентрировать усилия на формировании точек инновационного роста в сфере добычи и переработки природных ресурсов, устранении административных барьеров, связанных с получением разрешений и производством работ по добыче, хранению и транспортировке нефти. Важной задачей является развитие конкурентного, высокотехнологичного рынка сервисных услуг. Третье - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Будет разработана государственная программа энергосбережения, предусматривающая внедрение энергосберегающих технологий и реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также механизмов стимулирования энергосбережения в российской экономике. Предстоит обеспечить ускоренное развитие электро- и теплоэнергетики на основе экологически чистых технологий использования твердого топлива и возобновляемых источников энергии. Необходимо принять меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт. Четвертое - рациональное пользование лесами. Необходимо создать систему воспроизводства лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный или лесохозяйственный потенциал, организовать аэрокосмический мониторинг на территории всех субъектов РФ. Предстоит реализовать план действий по борьбе с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины, обеспечить контроль за исполнением субъектами РФ полномочий в сфере лесных отношений, стимулировать привлечение инвестиций в развитие лесного комплекса, повысить конкурентоспособность продукции глубокой переработки древесины, увеличив объемы переработки. Следует обеспечить господдержку ускоренной технологической модернизации лесного хозяйства и лесной промышленности. Реализация этих направлений потребует более активного использования инструментов частно-государственного партнерства. Распространение должна получить практика заключения крупномасштабных инвестиционных соглашений, в которых государство берет на себя обязательства по созданию необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. Пятое - эффективное использование водных ресурсов. Будет разработана Водная стратегия РФ на период до 2020 г, предусматривающая совершенствование системы управления в сфере использования и охраны водных объектов, модернизацию водохозяйственного комплекса РФ, обеспечение комплексного и эффективного использования водных ресурсов в РФ с учетом интересов различных категорий водопользователей. Необходимо реализовать мероприятия по обеспечению надежной эксплуатации гидротехнических сооружений, систем водоснабжения и канализации коммунального комплекса и промышленности, строительству берегозащитных и противопаводковых сооружений, предотвращению загрязнения водных объектов. Предстоит установить нормативы допустимого воздействия на водные объекты для обеспечения улучшения состояния и восстановления водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения. В целях обеспечения продовольственной безопасности необходимо создать конкурентоспособное сельское хозяйство и сформировать условия для устойчивого развития сельских территорий, повышения качества жизни сельского населения, улучшения демографической ситуации в сельской местности, а также поддержания экономической активности на сельских территориях. Для этого предстоит усовершенствовать формы и механизмы господдержки АПК. Важнейшая роль в достижении этой цели отводится реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Задача устранения инфраструктурных ограничений экономического роста обуславливает необходимость ускоренного развития производственной инфраструктуры, включающей прежде всего отрасли топливно-энергетического комплекса, транспорт и связь, а также создания финансовой инфраструктуры, не нарушая при этом достигнутую финансовую устойчивость. В связи с этим актуальным становятся привлечение для развития инфраструктуры внебюджетных средств при активизации использования механизмов частно-государственного партнерства, обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах. |