19.07.2004  Татарстан выступит заказчиком "инновационного образования"

   У нашей экономики не может быть будущего, если мы не сможем выпускать конкурентоспособную продукцию, сказал Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, открывая заседание Совета Безопасности РТ, посвященное развитию инновационного образования в республике.
   При нынешнем состоянии кадров нам не поднять на мировой уровень инновационную деятельность. Все, что у нас получается сегодня, происходит благодаря одаренным личностям, однако, сложившаяся система полготовки кадров и система образования оставляют желать лучшего, подчеркнул Минтимер Шаймиев. Парадоксальна ситуация, когда на каждого человека приходится, можно сказать, по психологу и юристу. Есть ли в этом необходимость? Настало время очень серьезно обсудить эту проблему - так дальше продолжаться не может.
   На предыдущем заседании Совета Безопасности, где рассматривались вопросы развития инновационной деятельности, Правительству было дано поручение подготовить концепцию инновационного образования в республике, напомнила заместитель Премьер-министра РТ Зиля Валеева, выступившая с докладом по главному вопросу. Как сказал один из экспертов нашего проекта – декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Зинов: “Самое страшное в инновационной деятельности то, что все считают себя в ней специалистами”. А многозначность терминов, разность формулировок создают еще большую иллюзию банальности и обшепринятости того, что есть “инновация”.
   В представленной концепции под «инновационным образованием» подразумевается не образование вообще, а только та его часть, которая ориентирована на подготовку специалистов, обладающих специфическими знаниями и навыками и умеющих обеспечивать эффективность инновационного процесса. Сама система инновационного образования является основой, базой для инновационного развития экономики, отметила Зиля Валеева.
   Цель программы - кадровое обеспечение прироста ВРП на 2 % за счет доли инновационной продукции. Этот пункт вызвал дискуссии. Однако в результате обмена мнениями разработчики программы пришли к согласованному выводу, что для инновационного образования доминанта экономики первична. Ставить задачи, исходя из реальных потребностей, необходимо для того, чтобы поправить традиционную российскую схему «телега впереди лошади» на более удобную для движения – «сначала лошадь, потом телега».
   Тезис о том, что экономика будущего – это экономика знаний, требует адекватного наполнения. Поэтому важно определить какие же требования предъявляет заказчик к системе инновационного образования? Кто этот заказчик?
   Прежде всего, это государство, требующее выполнения существующих образовательных стандартов, бизнес, заинтересованный в получении специалиста, способного к успешной инноационной деятельности, результатом которой будет увеличение капитала, гражданин, желающий получить востребованную и высокооплачиваемую профессию. Исходя из этого и должен определяться стандарт выпускника системы инновационного образования.
   Особо хотелось бы подчеркнуть роль государства – и как заказчика продукта этой системы, и как законодателя в создании и реконструкции образовательных систем. То есть, от государственных управленцев в значительной степени зависит выбор направлений и темпов развития системы инновационного образования и инновационной деятельности в целом. А стало быть, система инновационного образования должна быть ориентирована еще и на подготовку и переподготовку этой категорими работников, отметила Зиля Валеева. Согласно приведенным ею данным мировой статистики, до 25 % работающих должны быть подготовлены для инновационной деятельности. В переходный же период их число определяется 5-6 %.
   Отдельно вице-премьер остановилась на проблеме деятельности вузов – учреждений, где даются базовые знания. Сегодня значительно выросло их число – более чем в четыре раза с 1995 года по 2003 год. В целом в России сейчас 3000 вузов, и это в пять раз больше, чем в СССР. Поневоле согласишься со студентом, который сказал, что вузы у нас множатся, как микробы простым делением. Увеличивается и число поступающих в вузы. Оно уже практически совпадает с числом выпускников школ. Но при этом число выпускников высших учебных заведений значительно отличается от числа поступивших в них (если учесть, что отчисляются студенты только из государственных вузов, то процент брака - значительный).
   Немало вопросов вызывает и специализация вузов. Стало уже распространенной практикой открытие в них новых непрофильных специальностей. Например, юристов сегодня выпускают 7 татарстанских вузов, экономистов – 32, психологов – 11 и так далее. Все эти причины в совокупности неизбежно ведут к снижению качества образования.
   По мнению руководителей, выпускники учебных заведений, как правило, не владеют достаточными знаниями для того, чтобы с первых дней работы выполнять возложенные на них должностные обязанности. Теперь уже приняты в первом чтении серьезные поправки в закон о высшем образовании, которые неизбежно приведут к формированию регионального высшего образования, поэтому в ближайшее время необходимо рассмотреть вопрос реорганизации Министерства образования РТ, и такие предложения сегодня готовятся.
   Сегодня рынок труда характеризуется явной диспропорцией – потребность в высококвалифицированных кадрах выше, чем их наличие на рынке трудовых ресурсов. По мнению разработчиков концепции, для подготовки таковых было бы правильным образовать на базе одного из существующих учреждений вневедомственный центр, провести переподготовку преподавателей, сконцентрировать все ресурсы в этих вузах и ввести комплексную систему оценки качества образования - систему инновационного образования надо не развивать, а создавать.
   Если говорить о переподготовке чиновников-управленцев в части передачи им суммы знаний и навыков в области инновационной деятельности, то эту работу можно было бы сконцентрировать в Институте государственной службы при Президенте РТ, образовав в нем кафедру инновационного образования. А при высокорейтинговых отраслевых вузах образовать центры инновационного образования.
   В технопарке «Идея» сейчас создается микромодель системы инновационного образования, в структуре технопарка предусмотрен и Центр инновационного образования. Продуктом этой системы должен стать инновационный менеджер, способный успешно оценивать степень инновационного проекта, его инкубирования и размещения в производство. По сути дела, элементы системы инновационного образования в республике в той или иной степени существуют. Наша задача – объединить их, сказала Зиля Валеева.
   Подводя итог сказанному, Президент Татарстана отметил, что необходима очень серьезная интеграция с вузами. По его мнению, для подготовки преподавательского состава следует привлечь и силы из-за рубежа, если есть такая необходимость. Необходимо подготовить программу для бизнес-структур и крупных товаропроизводителей, по которой они могли бы заказывать необходимые кадры. Но все это должно делаться преимущественно за счет капвложений заинтересованных сторон, уверен Минтимер Шаймиев.