29.01.2009  ТПП РФ: экономике нужна интеграция образования, науки и производства

   Интеграции образования, науки и производства был посвящен круглый стол, состоявшийся 28 января в ТПП РФ.
   Председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию Алексей Шулус отметил, что проблема должна рассматриваться в шести аспектах: повышения качества образовательных продуктов, качества преподавательского состава, учащихся, материально-технической и информационной базы, управления образовательными процессами и, наконец, повышения качества интеграции образовательных, научных и производственных процессов.
   «В 90-е годы произошла дезинтеграция системы «профессиональное образование – реальный сектор». Сегодня востребованность выпускников профессиональных учреждений под большим вопросом: лишь 20-30% устраиваются работать по специальности. Условиями повышения востребованности должны быть адекватное уровню квалификации содержание труда, материальное и моральное стимулирование, социальная защищенность, условия для профессионального роста и карьеры, возможность участия молодого специалиста в управлении производством, наличие на предприятии корпоративной культуры», - подчеркнул А.Шулус.
   Он выделил положительные примеры такого подхода в ОАО «РЖД», где реализуются две адаптирующие выпускников программы, а также в ГУП «Адмиралтейские верфи». Хорошим опытом адаптации выпускников сегодня обладает и Московский институт нефти и газа им.Губкина, сотрудничающий с ведущими нефтегазовыми компаниями страны в сфере трудоустройства своих выпускников. Позитивно оценил А.Шулус и деятельность в этой области Союза директоров средних специальных учебных заведений.
   «Чтобы процесс развивался в нужную сторону, необходимо поддерживать мастеров производственного обучения, учащихся, получающих специальность в инновационных сферах производства. За то короткое время, которым мы сегодня располагаем в преддверии кадрового голода, следует подготовить профессиональные стандарты, и здесь мы рассчитываем на участие бизнеса, институтов гражданского общества и властных органов», - призвал А.Шулус.
   В этой связи ТПП РФ особенно внимательно проследит за деятельностью созданного при РСПП Национального агентства профессиональной компетентности.
   «Перед вузами сегодня стоит проблема общественной аккредитации, нужна комплексная оценка подготовки выпускника, и ТПП РФ могла бы принять в этиой работе посильное участие, мониторя 100-200 ведущих вузов страны, а региональные подразделения могли бы взять на себя мониторинг остальных. Также следует рассмотреть горизонтальную и вертикальную интеграцию вузов – организуемые сегодня федеральные университеты и университетские комплексы, оценить эффективность образовательной реформы», - заключил А.Шулус.
   Заместитель руководителя департамента науки и промышленной политики правительства Москвы Евгений Балашов заявил, что Москва всегда поддерживала интеграционные тенденции в образовании, науке и производстве, и немало сделала за годы реформ для укрепления горизонтальных и вертикальных связей этих отраслей.
   «К сожалению, по нашим данным, лишь 45% вузов сегодня ведут научную деятельность, хотя за период с 1995 по 2007 гг. число научных организаций «вузовской науки» выросло на 20%, с 511 до 616. Однако даже на приоритетных направлениях отмечается отсутствие научных заделов – такие отрасли, как прикладные исследования в области гражданской авиации, машиностроении, оказались свёрнутыми еще в начале 90-х гг.», - отметил Е.Балашов.
   Национальные исследовательские университеты, учрежденные Указом Президента РФ и предназначенные не только генерировать знания, но и осуществлять трансферт наработанных технологий, в Москве уже фактически существуют: это прежде всего МИФИ и МГИСиС, но их одних уже явно недостаточно. Москва завершила выполнение комплекса мероприятий программы прикладной научной деятельности на 2006-2008 гг. и приняла следующую аналогичную программу – на 2009-2011 гг.», - сообщил Е.Балашов.
   По его данным, вузы в 2008-ом году создали 31 результат научной деятельности, в 2007-ом – 16, в 2006-ом – 44.
   «Москва принимает участие в создании новой отрасли – новых технологий в образовании. Город возрождает движение НТТМ – научно-технического творчества молодежи, и скоро развитие НТТМ превратится в полноценную целевую городскую программу, поддерживающую талантливую молодежь, озабоченную, кстати говоря, и качеством здоровья студентов», - сообщил Е.Балашов.
   В столице, по его словам, создается инновационная система, включающая в себя блок подготовки кадров для научно-технической и инновационной деятельности.
   «Мы, конечно же, должны располагать достоверным прогнозом состава и численности кадрового ресурса в городе, на основании которого и планировать образовательную деятельность. В задачи города входит закрепление молодого специалиста в инновационно активных организациях, мы уже предусмотрели надбавки к зарплатам таких специалистов: по 8 тысяч рублей получат 1000 человек с высшим образованием, по 5 тысяч рублей - 500 специалистов со средним специальным образованием. Немного, но уже кое-что», - подчеркнул Е.Балашов.
   Он также выделил усилия столицы по компенсации 50% затрат на обновление оборудования в виде субсидий перспективным предприятиям, содействие как минимум двумстам специалистам в проведении стажировок.
   «Развивая систему воспроизводства трудовых ресурсов, мы организуем и ярмарки вакансий, и учебные классы в средней школе, стимулируя прохождение практики на реальном производстве. Испытывая катастрофический дефицит рабочих высокой квалификации, город старается преодолеть его, задействуя раннюю профориентацию», - сообщил Е.Балашов.
   Как видно из сегодняшних опросов ректоров, вузы не заинтересованы в передаче прав на объекты интеллектуальной деятельности, а их попытки создать малые предприятия наталкиваются на яростное сопротивление Министерства финансов РФ.
   «Разрешение вузам учреждать малые научно-исследовательские компании стало бы реальной антикризисной мерой… Нельзя же всерьёз полагать, что четвертая часть Гражданского кодекса существует только для избранных. Государство, как мне кажется, должно способствовать развитию хозрасчетного существования высших учебных заведений, оказывая им помощь имуществом и льготными кредитами. Голыми лозунгами вызовов времени не залатать - сегодня следует работать на опережение и переподготавливать специалистов не по факту, так как этот процесс весьма длительный и непростой, а на перспективу», - завершил Е.Балашов.