18.06.2009  Инновационным технологиям не хватает квалифицированных рабочих

   Внедрение новых технологий невозможно без подготовки квалифицированных рабочих кадров. К такому мнению пришли члены комитета Совета Федерации по образованию и науке, проведя парламентские слушания на тему «Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект».
   Как заявил, открывая мероприятие, председатель комитета СФ по науке и образованию Хусейн Чеченов, «ситуация с профессиональным образованием внушает тревогу, а иногда просто вызывает возмущение».
   «Дефицит рабочих кадров, квалифицированных специалистов рабочих и инженерных специальностей таков, что есть основания ставить вопрос об угрозе национальной безопасности. Ведь никакой инновационный прорыв, переход экономики на прогрессивные инновационные рельсы невозможен без квалифицированных рабочих рук. Квалифицированные рабочие кадры – это фундамент любых инноваций», — подчеркнул сенатор.
   Основным препятствием для развития и модернизации системы профтехобразования сегодня, по мнению Чеченова, является нерешенность вопросов финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования. В статусе этих учебных заведений и механизмах финансирования наблюдается разнобой, и учреждения, где работа налажена грамотно и творчески, являются скорее исключениями, чем правилом. Промышленные предприятия, которые самостоятельно занимаются подготовкой кадров для своего производства, делают это на свой страх и риск. Между тем как необходима четко сформулированная государственная программа модернизации профобразования.
   Участники слушаний сформулировали главные направления работы в развитии профтехобразования: разработать федеральные государственные образовательные стандарты для начального и среднего профессионального образования; провести реструктуризацию сети учреждений системы начального и среднего профобразования; разработать новые подходы к обучению, социально-бытовому обеспечению и дальнейшему трудоустройству учащихся учреждений начального и среднего профобразования. И даже повысить заинтересованность предприятий в развитии профтехобразования за счет налоговых льгот – для тех, кто вкладывает средства в обучение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
   Сенаторы рекомендовали Правительству РФ разработать стратегию развития системы начального и среднего профессионального образования в рамках государственной программы «Образование как основа инновационной экономики (2009-2012 гг.)».