09.07.2009 Внедрение системы ГЛОНАСС не должно создать проблем в российском автопроме 7 июля в Совете Федерации прошел круглый стол «Применение системы ГЛОНАСС в экономике Российской Федерации». Повсеместное внедрение космической навигации дело полезное, но важно, конкурируя с американским аналогом системой GPS, не убить свой собственный автопром. Такой вывод сделали участники дискуссии. Как заявил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян, навигационные технологии являются базовым компонентом инфраструктуры современной экономики. По его словам, программа ГЛОНАСС уникальна потому, что по всем параметрам удовлетворяет требованиям Правительства РФ к конкретным инновационным инфраструктурным программам, подлежащим финансированию и обозначенным в Концепции долгосрочного развития России до 2020 года. Член СФ РФ считает, что система ГЛОНАСС может быть использована как полигон для отработки модели реализации крупномасштабных инновационных программ в сферах, где у российского научно-промышленного комплекта есть конкурентные преимущества. Такой опыт будет, безусловно, востребован для обеспечения перевода экономики на инновационные рельсы. Как пояснил заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов, на сегодня ведомство активно сотрудничает с регионами в сфере внедрения системы ГЛОНАСС, при этом список регионов постоянно пополняется. «Такой интерес со стороны региональных администраций экономически оправдан», - пояснил представитель Роскосмоса. Так, оснастив автомобили госслужб Красноярского края, удалось наглядно продемонстрировать увеличение рентабельности атодорожного предприятия за месяц на 100%. «Чудес не бывает, но выяснилось, что можно экономить на количестве рейсов, расходовании топлива», - пояснил А. Шилов. Он сообщил, что на ФЦП «ГЛОНАСС» выделены средства, в том числе и на презентацию технологии в регионах РФ. Внедрение системы проходит по принципу софинансирования: 50% - из регионального бюджета и 50% – из федерального. По данным разработчиков системы ГЛОНАСС, внедрение системы в регионах позволяет сократить издержки при перевозках на 17-20%. Кроме того, внедрение системы позволило бороться с «левыми» рейдами на госмашинах, сократило число дорожно-транспортных происшествий. Есть у системы еще один плюс – установка аппаратуры на мостах позволяет сохранить срок их службы, снижая резонансное воздействие. Однако при всех безусловных плюсах системы есть проблемы с ее внедрением. Как заявил член комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Александр Хинштейн, на сегодняшний день есть сложность в коммерческом применении системы ГЛОНАСС. В лучшем случае не более 25% транспортных средств оснащено специальной аппаратурой. «Сегодня уже есть предложение сделать возможным техническое применение системы ГЛОНАСС для всего производимого в РФ транспорта. Это значит удорожание продукции на 15-30 тыс. рулей - такова стоимость аппаратуры спутниковой связи», - пояснил А. Хинштейн. Он считает, что насильственное навязывание производству дополнительных технических требований недопустимо, даже если на карту поставлен вопрос максимально раширить сфер применения космической навигации. Особенно это неприемлемо в условиях, когда российский автопром из-за кризиса испытывает серьезные проблемы. По оценкам А. Хинштейна, падение производства в российском автопроме за первое полугодие составило по грузовому транспорту 72%, по автобусному транспорту – 64,5%, по легковым автомобилям – 60,7%. А. Хинштейн предлагает иные способы поддержки российского производителя инновационной техники: установить ограничительные таможенные пошлины на ввозимую в РФ аппаратуру спутниковой навигации. Впрочем, это его предложение тоже спорно с точки зрения пользы для внедрения инноваций. Как пояснил заместитель гендиректора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Павел Созинов, навигационную аппаратуру потребителя выгоднее производить за рубежом, так как в России отсутствуют мощности для изготовления необходимой элементной базы. ИА "Альянс Медиа" |