23.09.2009 В отношениях бизнеса и государства не хватает стабильности и доверия Для того чтобы Россия могла перейти к инновационной экономике, чтобы инновации действительно стали приоритетом бизнеса, а природные богатства использовались как основа инновационной модели развития, необходимы четкие и осязаемые стимулы, понятные и предсказуемые правила игры. Об этом пишет президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в статье, опубликованной в «Газете.ру» в рамках экспертной дискуссии вокруг статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперед!». Поставленный Д.Медведевым диагноз российской экономике – «мрачный, но справедливый», - считает А.Шохин. «Термин «сырьевой придаток» не потерял актуальность, наоборот, кризис лишь укрепил его. Экспорт ресурсов в «сыром» виде решал только текущие проблемы, давал «быстрые деньги», но не был способен обеспечить стратегическое развитие. И упали мы в кризис сильнее, чем диверсифицированные экономики, и выходим из кризиса медленнее, чем они», - отмечает глава РСПП. Он согласен с тезисом, что единственная возможная перспектива для России – переход к инновационной экономике, для чего необходимо стимулировать научно-техническое творчество, модернизировать образование, поддерживать спрос на продукты инновационной деятельности. «Но все эти цели ставились и в «программе Грефа», подготовленной в 2000 году как предвыборная программа Президента Российской Федерации В.В. Путина, - отмечает А.Шохин. - Ставились они и в последующих среднесрочных и долгосрочных программах». Однако, по его словам, так и не появилось главного – системы ( в первую очередь, налоговой) которая поддерживает развитие высокотехнологичных производств и внедрение инноваций. «Не стоит забывать: цель любого бизнеса – получение прибыли в рамках существующих законов. Бизнес делает то, что наиболее выгодно в сложившихся условиях, - подчеркивает А.Шохин. - Не все мыслят долгосрочными категориями, не все готовы вкладываться сейчас, чтобы получить результат завтра и без каких-либо гарантий на то, что он будет получен». Поэтому, считает глава РСПП, государство должно создавать такие условия, чтобы для бизнеса вкладывать в инновации, в прогрессивное развитие было бы более выгодно, чем работать «по старинке». Пока же, отмечает А.Шохин, позиция Минфина России сводится к тому, что кризис – не время снижать налоги, а возможно, и повод для их повышения. «Это явно не стимулирует стратегические инвестиции в инновационные компании и технологическую модернизацию действующего оборудования», - уверен он. От лица РСПП А.Шохин выдвигает российскому правительству несколько предложений, реализация которых могла бы способствовать переходу к инновационной экономике. Во-первых, отмечает он, исходя из основных направлений бюджетной политики на ближайшие 3 года существенного роста расходов на инновационную сферу не планируется, не предвидится и роста частных инвестиций. Вывод – необходимы налоговые стимулы. «Инвестиционная льгота - вполне адекватное решение. А проблему временно выпадающих доходов можно и нужно решать за счет повышения эффективности расходов (резервы для этого есть – например, эксперты оценивают величину откатов по госконтрактам в 30%, стало быть, реальная стоимость контрактов на столько же процентов ниже)», - пишет А.Шохин. Во-вторых, он призывает сократить число всевозможных правительственных комиссий. «Создание еще одного совета, комиссии, рабочей группы не сделает экономику инновационной. Наоборот, можно было бы сократить число уже имеющихся – сейчас их больше, чем нужно», - считает глава РСПП. «Стимулирование инновационного поведения и креатива – прекрасная задача, - комментирует А.Шохин тезисы Д.Медведева. - Предлагаем начать этот процесс с чиновников и госкомпаний: обязательное условие заключения контракта – использование наилучших доступных технологий». Требование к компаниям с госучастием разрабатывать планы инновационного развития должно носить не формальный, а содержательный характер, считает глава РСПП. Например, АвтоВАЗ должен четко написать, когда он будет производить только автомобили, соответствующие стандарту Евро-4. Да и само внедрение новых стандартов и технических регламентов не должно подстраиваться под отстающих и «бегущих на месте» структур, в том числе государственных. «Это вопросы бизнеса в адрес государства, - отмечает А.Шохин. - Они должны быть уравновешены обязательствами бизнеса: использовать инновационные решения и энергоэффективные технологии; думать о стратегической перспективе, а не пытаться заработать деньги «здесь и сейчас»; не использовать незаконные и неэтичные методы борьбы с конкурентами». «Но для этого нужны уверенность, стабильность и доверие, которых пока не хватает в отношениях бизнеса и государства», - заключает глава РСПП. |