10.11.2009  СФ займется разработкой законодательства об инновационной деятельности

   9 ноября в Совете Федерации состоялось заседание Совета законодателей России по вопросу «О законодательном обеспечении развития инновационной деятельности в субъектах РФ». В нем приняли участие представители законодательной власти 63 субъектов федерации, представители Администрации Президента РФ и Правительства РФ.
   Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, в ходе выступлений участники заседания отмечали, что главным ориентиром экономического развития России до 2020 года стала стратегия инновационного развития страны, которая опирается не на сырьевые, а интеллектуальные ресурсы.
   Государством в последние годы принят целый ряд мер в этом направлении, указывали законодатели. Так, в Гражданский кодекс РФ включена четвертая глава об интеллектуальной собственности, формируются инфраструктура и инструменты развития; образована Комиссия при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики страны; накоплен определенный опыт становления инновационной экономики в регионах России.
   Как было сообщено в ходе заседания, в 37 субъектах федерации действуют региональные законодательные акты, определяющие инновационную политику. Лидирующие позиции в этой области занимают Республики Башкортостан и Татарстан, Ставропольский и Краснодарский края, а также Московская, Самарская, Нижегородская, Калужская, Свердловская, Новосибирская, Томская, Челябинская и Воронежская области, города Москва и Санкт-Петербург.
   Вместе с тем в нашей стране инновации все еще носят точечный характер и не стали органичной движущей силой хозяйствования и общественной жизни, отмечалось на заседании. Технологический кризис, который переживает Россия, становится угрозой для самого существования страны не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Советские заделы в сфере инноваций в большинстве своем исчерпаны, распалась технологическая цепочка, которая обеспечивала воспроизводственные циклы инноваций - от фундаментальной науки до материализации и их коммерциализации.
   Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил, что государственная научно-техническая политика, меры по поддержке наукоемкого производства со стороны федерального центра нуждаются в значительном усилении. Необходим закон о государственном стратегическом планировании, который должен учесть региональный опыт стратегического планирования, закрепить процедуру разработки национальной стратегии социально-экономического развития, в том числе планирование основных индикаторов качества жизни и здоровья населения.
   Председатель Воронежской областной думы Владимир Ключников рассказал о мерах по развитию инновационной деятельности в области. Так, по словам законодателя, в области создана и действует сеть технопарков и бизнес-инкубаторов. На их базе работает более 60 малых инновационных предприятий, общий объем производства которых превышает 2 млрд рублей. По словам законодателя, региональный закон о технопарках стал первым в России. Как отметил В.Ключников, в области сделано немало, но практические результаты далеки от желаемых.
   В свою очередь первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев обратил внимание на проблему отсутствия органа, который бы нес ответственность за технологическое и инновационное развитие страны и был в состоянии реализовать выработанный план действий. В Советском Союзе, по его словам, таким субъектом был Государственный комитет по науке и технике.
   Как отметил первый заместитель председателя Комитета СФ, эта функция в современной России распылена по десяткам министерств, агентств, корпораций и иных организаций. «Инновационная деятельность в России, - добавил он, - распылена не только по административным структурам, но и по нормативно-правовым документам». В.Гусев проинформировал о подготовке Комитетом Совета Федерации законодательных инициатив в области инновационной деятельности.
   Со своей стороны, председатель Комитета СФ по образованию и науке Хусейн Чеченов высказал мнение о необходимости «перехода от создания точечных инновационных структур к территориям инновационного развития», к субъектному пониманию инновационного развития. По его словам, в Совете Федерации разработаны законопроекты о результатах интеллектуальной деятельности и их обороте, а также о государственном секторе науки, который предусматривает установление преференций государственным научным учреждениям перед негосударственными.
   Х.Чеченов напомнил, что принятие 217-го федерального закона пока не принесло ощутимых результатов. Предполагалось, заметил он, что принятие этого акта приведет к созданию более двухсот предприятий, на которых будут заняты порядка 30 тысяч молодых специалистов; однако по состоянию на 5 ноября их было создано лишь 4 – два предприятия в Санкт-Петербурге и по одному - в Воронеже и Оренбурге. Более того, они только созданы и еще не функционируют, добавил он.
   Проблема, на его взгляд, заключается в том, что уставы вузов фактически запрещают создание таких предприятий, предполагая только вклад в уставный капитал патента или авторского свидетельства, не предусматривая затрат, например, на заработную плату или оборудование.
   Важнейшим условием формирования целостной национальной инновационной системы, по мнению российских парламентариев, является законодательное обеспечение этой сферы. Как показывает анализ российского законодательства, отмечалось на заседании, инновация в качестве института права рассматривается законодателем весьма односторонне - как объект только государственного управления, а не сложный комплекс отношений государства, бизнеса, науки, культуры, образования и общества. Не учитывается, что правоотношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, регулируются не только административным и финансовым, но и гражданским, налоговым, трудовым и иным сферами законодательства.
   При этом отсутствует на федеральном уровне базовый закон, который бы регулировал общественные отношения в инновационной сфере. Не установлен законом единый понятийный аппарат, не разграничена компетенция органов государственной власти в сфере инновационной деятельности, а также механизм ее государственной поддержки.
   Поэтому основным стратегическим направлением при формировании законодательства в сфере инноваций, с точки зрения участников заседания, должен стать тезис о том, что осуществление инновационной деятельности должно быть выгодно всем. Только в таком случае, по их убеждению, возможно сформировать правовую базу, которая будет способна создать условия для активизации инновационных процессов и стимулирования этого рода деятельности.
   В итоговом документе Совета законодателей России указывается на необходимость сосредоточить усилия на построении целостной системы инновационного законодательства как на федеральном, так и региональном уровне и в муниципальных образованиях.
   Совет законодателей поручил Комитету СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности направить в законодательные (представительные) органы субъектов федерации разработанные законопроекты «Об инновационной деятельности в РФ» и «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об инновационной деятельности в РФ».
   По итогам заседания было принято решение создать Комиссию Совета законодателей России по вопросам законодательного обеспечения развития инновационной деятельности в стране.