25.11.2009 Открылась первая конференция, посвященная созданию МП в вузах Как создать малое инновационное предприятие на базе высшего учебного заведения? Что необходимо учесть в первую очередь? Где взять деньги и получить всю требующуюся информацию? Ответы на эти вопросы смогли получить участники первой Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи «Создание малых инновационных компаний в учреждениях образования и науки», которая открылась сегодня в Троицке Московской области. Как рассказал в ходе конференции первый заместитель министра экономики Московской области Валерий Фильченков, власти региона предоставляют начинающим предпринимателям бюджетные субсидии размером до 700 тыс. рублей. Осуществляется компенсация процентных ставок по кредитам, существует областной гарантийный фонд, который предоставляет малому бизнесу поручительство при необходимости получить банковский кредит в отсутствие залога. Кроме того, сегодня в Подмосковье разрабатывается программа строительства бизнес-инкубаторов при учебных заведениях. «Большинство малых предприятий Московской области работает в сферах оптовой и розничной торговли, и лишь единицы занимаются научно-технической деятельностью. Поэтому мы видим необходимость в том, чтобы несколько ограничить поддержку торговли и направить освободившиеся ресурсы в инновационный сектор. Стимулирование создания инновационных компаний при вузах – крайне важная задача для нас», - сказал замминистра. В рамках конференции участники имели возможность ознакомиться с зарубежным опытом по созданию инновационных компаний в учебных заведениях. С докладом о том, как эта работа ведется в США, выступил президент Innovative Ventures, Inc. Томас Настас. Сравнивая США и Россию, он отметил, что в нашей стране люди больше, чем в Штатах, боятся риска. Кроме того, если там инновационный бизнес может окупиться уже через два-три года, то в РФ на это уходит в среднем около семи лет. «Немаловажно также обращать более пристальное внимание на экономические условия, в которых вам приходится работать. Например, в штате Мичиган развита автомобильная отрасль; она приносит 80% доходов в бюджет. Соответственно, больше шансов создать востребованный и рентабельный бизнес именно в этой сфере», - подчеркнул Т.Настас. По его словам, самое важное при создании бизнеса в вузе – привлечь к этой работе профессионалов, то есть тех людей, которые умеют создавать компанию с нуля и «раскручивать» ее. Ученые, сотрудники вуза, чаще всего этого не умеют. Об опыте создания хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, рассказал начальник управления программ и проектов Федерального агентства по науке и инновациям Геннадий Шепелев. Он призвал всех потенциальных предпринимателей максимально ответственно подойти к решению о создании собственного бизнеса, а именно первым делом понять: зачем создается компания, какую продукцию она будет производить, кто станет потребителем этой продукции. Также очень важно тщательно просчитать все затраты и объективно оценить возможную прибыль. «Стоит сразу задуматься о выборе режима охраны интеллектуальной собственности. Это может быть режим коммерческой тайны или патентование. Коммерческая тайна оформляется гораздо проще и быстрее, чем патент», - сказал Г.Шепелев. Помимо этого, он подробно рассказал обо всех этапах организационного обеспечения создания малого предприятия, призвал заранее продумывать свои действия в том случае, если компания окажется убыточной, а также подчеркнул, что перед основанием собственной компании нужно подробно рассмотреть все возможности существующей инновационной инфраструктуры. Г.Шепелев озвучил данные общероссийской статистики по состоянию на август текущего года: так, из 185 опрошенных руководителей вузов 117 заявили о готовности содействовать созданию инновационного бизнеса в подведомственных им учебных заведениях. При 19 вузах уже действуют малые предприятия. Что касается технопарков, то они зарегистрированы при 115 вузах, однако подтвердили свою деятельность только 26. Всего на территории России созданы 58 технопарков, 63 инновационно-технологических центра, 130 бизнес-инкубаторов, 86 центров трансфера технологий и 4 инновационно-промышленных комплекса. Что же касается прогнозов на будущее, то в ближайшие годы планируется открыть 1768 малых предприятий при вузах, которые позволят создать более 11 тыс. рабочих мест. Со стороны банковского сообщества выступила вице-президент банка ВТБ-24 Надежда Карисалова. По ее словам, кредитный портфель банка для МСП составляет на сегодняшний день 73,4 млрд рублей – это 23 тыс. кредитов. 130 точек осуществляют кредитование малого бизнеса. Правда, со старт-апами банк не работает. К малым предприятиям в ВТБ-24 относят компании с годовым оборотом не выше 90 млн рублей. Наиболее востребованы два продукта: кредит до 1 млн рублей сроком до 2 лет (без залога) и кредит от 1 млн до 150 млн рублей сроком до 5 лет, для получения которого требуется поручительство. Н.Карисалова напомнила, что совместно с Московским центром развития предпринимательства банком создано микрофинансовое агентство, которое позволило предпринимателям столицы получить порядка 4 тыс. микрозаймов на общую сумму 465 млн рублей. Конференция продлится в Троицке по 27 ноября. В ее рамках пройдут круглые столы, мастер-классы, семинары и тренинги. |