05.02.2010 Москва: МГД обсудила проект закона о научно-технической политике города 4 февраля в Московской городской думе состоялось заседание комиссии по науке и промышленной политике, на котором был обсужден проект закона «Об основах научно-технической политики города Москвы». Об этом сообщила пресс-служба МГД. По словам заместителя руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Евгения Балашова, основанием для разработки новой редакции закона о научно-технической политике, принятого в 2001 году, послужили изменения в федеральном законодательстве. Например, из полномочий субъектов Российской Федерации были исключены вопросы участия в формировании государственной научно-технической политики. Предлагаемый законопроект определяет основы научно-технической деятельности в столице, общие условия и порядок ее формирования, реализации и финансирования. Документ направлен на создание условий для развития научно-технического потенциала города Москвы и взаимодействия субъектов научной и научно-технической деятельности. Проектом закона прописаны цели и принципы научно-технической политики города Москвы и ее основные задачи. Так, основной целью является достижение высокой эффективности научно-технического обеспечения социально-экономического развития Москвы. Среди задач: создание и развитие в интересах города эффективно функционирующей инфраструктуры научной и научно-технической деятельности и системы управления этой деятельностью; определение приоритетных направлений и создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для осуществления научно-технической деятельности. Определены полномочия правительства Москвы и уполномоченного органа государственной власти города Москвы в области формирования и реализации научно-технической политики. Предусматривается создание научно-координационного совета как постоянно действующего консультативно-совещательного органа при правительстве Москвы, в который войдут представители законодательной и исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений. Планируется ведение реестра субъектов научно-технической деятельности и реестра научных и научно-технических разработок столицы. Законопроектом определен порядок финансирования и меры государственного стимулирования научной и научно-технической деятельности. Предусмотрено, что финансирование будет осуществляться за счет средств бюджета города Москвы, федерального бюджета, а также средств федеральных и других фондов поддержки научной и научно-технической деятельности. В качестве мер государственного стимулирования планируется частичное или полное финансирование отдельных научно-технических программ, выдача грантов научным работникам и организациям, предоставление бюджетных ссуд на реализацию научных программ и другие. Евгений Балашов обратил внимание на то, что в статье 2 проекта закона вводится понятие «пользователь результатами научной и научно-технической деятельности города Москвы», под которым понимается орган исполнительной власти города, по заявке которого осуществляется конкретный научный, научно-технический проект, а также в ведении или в сфере интересов которого находится использование результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полученных при выполнении проектов. В ходе обсуждения законопроекта был высказан ряд замечаний. Депутат Михаил Москвин-Тарханов заметил, что, согласно документу, главным заказчиком научных и научно-технических разработок и единственным потребителем их результатов выступает уполномоченный орган. По мнению депутата, заказчиками могли бы стать и агентства, и госкорпорации. Заместитель председателя комиссии по науке и промышленной политике Алексей Рябинин обратил внимание на статью 19 законопроекта, в которой прописано, что оценку эффективности реализации научно-технической политики города Москвы ежегодно проводит уполномоченный орган государственной власти. Получается, отметил депутат, что один и тот же уполномоченный орган является распорядителем бюджетных средств и сам же себя контролирует. Участники заседания отметили, что некоторые нормы документа прописаны нечетко, а другие имеют неоднозначное толкование. Было предложено более детально прописать основные методы, формы и механизмы государственной поддержки; включить нормы о внедрении научных разработок; расширить положения об условиях владения, пользования и распоряжения научными и научно-техническими результатами; предусмотреть формирование кадрового потенциала для наукоемких отраслей и другое. Отмечая важность законопроекта, Алексей Рябинин предложил продолжить работу над законопроектом с учетом высказанных замечаний. |