12.02.2010 Чтение книг развивает у школьников творческое мышление В мире информационных технологий книги стали многим казаться чем-то ненужным и устаревшим. Тем не менее, правительства ряда стран упорно пытаются привить школьникам любовь к чтению. О том, почему современным детям необходимо много читать, в интервью РИА Новости рассказала президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова. — Татьяна Дмитриевна, и все же: зачем людям в эпоху развития информационных технологий читать книги? — Чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать. Кризис чтения – общемировая проблема. И решение ее касается не только филологов, в нем участвуют и психологи, и врачи, и педагоги, поскольку чтение – это отдельный вид деятельности головного мозга. — Читают ли современные школьники художественную литературу? — То, что происходит сейчас с подростками, ужасает. Наши пятнадцатилетние дети уже очень плохо справляются с учебными заданиями. То, что они не читают, по мнению специалистов, негативно влияет и на способность учиться, и на мышление в целом. При этом наши девятилетние дети показывают очень хорошие результаты по всем международным исследованиям. К сожалению, в 10-12 лет дети перестают читать и вообще учиться с помощью чтения. При этом я не могу сказать, что у нас совсем мало читающих детей. Такие есть. Но, без сомнения, читать должны все дети, читать много, иначе они просто не справятся с вызовами 21-го века. — С чем, на ваш взгляд, связано то, что люди в России, считавшейся раньше «самой читающей страной в мире», перестают читать? Только ли вследствие влияния новейших информационных технологий? — Не только. Все зависит от наличия активной читательской среды в жизни каждого конкретного человека. Если есть пример родителей, читающих художественную литературу, ребенок тоже начинает с интересом относиться к этому занятию, ведь он копирует взрослых. Но еще лучше, если родители с детства читают ребенку, причем не только в период, когда он сам еще не умеет читать, но и потом. Это не только укрепляет семейные отношения, но и дети при этом очень много и хорошо читают, что сказывается на их успеваемости. В качестве положительного примера я могу привести центр «Царицыно», директор которого Ефим Рачевский отдал в свое время полученный школой грант на развитие ее библиотеки. Именно библиотеке в том числе эта школа обязана успехами своих учеников. К сожалению, 40% российских семей не имеют в доме ни одной художественной книги. Деловое чтение не заменяет художественного. — Почему? — Деловое чтение – это «скольжение по буквам». Настоящее чтение – это разгадывание смыслов, стоящих за текстом. С этим у наших детей большие проблемы. В учебниках они начинают зубрить параграфы. Так формируется функциональная неграмотность, поскольку зубрежка не позволяет уловить смысл и передать его своими словами. — Что можно сделать, чтобы вернуть человека к книге? — Необходима работа с семьей, с родителями школьников. Мы в РШБА разработали специальную программу работы со взрослыми, предполагающую проведение родительских собраний, когда там доступным образом объясняют последствия для ребенка «не-чтения». Но мы проводим и праздники под лозунгом «Папа, мама, я — читающая семья». Необходима также работа с учителями. Ведь ряд исследований показывает: учителя средней школы также перестают читать. Кроме того, необходимо совершенствовать работу школьных библиотек, уделять им больше внимания. Трудно переоценить роль библиотеки в деле приобщения детей к чтению. Библиотека должна научить их получать удовольствие от чтения хорошей, интересной книжки. Это уникальное место, где, как говорят сами дети, их «не ругают, как дома, не ставят оценок, как в школе». Библиотекарь, пройдя соответствующую подготовку, может компенсировать ребятам издержки среды и дать им то, чего они недополучают на школьных уроках и дома, в семье. |