23.03.2010 С.Борисов: один из трех блоков инновационной политики - развитие МСБ Открывая 23 марта в Центре международной торговли ежегодный форум «ОПОРЫ РОССИИ», президент «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов представил исследование под названием «Конкурируя за будущее: новая инновационная политика для России». По его словам, исследование не содержит окончательных выводов об инновационной состоятельности страны и представляет собой материал для будущей творческой работы с полученными данными. «Решающим инструментом конкурирования на глобальных рынках стали сегодня инновации, и малый бизнес как никто иной умеет быть гибким, подвижным и перспективным борцом за реализацию новых идей и решений - инноваций. При этом сами инновации не могут являться самоцелью, но лишь средством для повышения качества жизни, устойчивости национальных экономик перед лицом различных системных кризисов», - заявил С.Борисов. Эксперты, принявшие участие в сборе данных для исследования, провели анализ ста национальных инновационных систем и выделили из них пятьдесят для последующего рассмотрения. Среди пятидесяти стран мира Россия по уровню эффективности своей инновационной системы занимает лишь 38-е место, уступая даже Турции и Таиланду. «Можно говорить о том, что за последние двадцать лет наша инновационная система не только не развивалась, но находилась в процессе деградации», - подчеркнул С.Борисов. Выделив 83 показателя властной, деловой и изобретательской активности, исследователи сгруппировали их в «шесть слагаемых конкурентоспособности». «25% успеха в инновациях зависит от талантов и идей, 10% - от коммерциализации, которой еще недавно у нас придавали слишком большое значение, 15% - от условий спроса на инновационную продукцию, 10% - от эффективности управления инновационным процессом. Но по 20% зависит от развитости инновационной инфраструктуры и от инновационного потенциала компаний», - пояснил С.Борисов. Опрос 203 российских ученых, 200 руководителей малых инновационных компаний, 250 руководителей средних и крупных компаний и 2000 россиян во всех регионах страны выявил, что инновационная система России отстает от систем развитых стран по многим причинам структурного свойства. Так, расходы на образование в России не превышают 3,9% ВВП, что существенно ниже, чем в развитых странах. С этой точки зрения совершенно не выглядит курьёзом, что 48% населения России считают наукой астрологию. «Учёные жаловались на нехватку сотрудников, вызванную отчасти тем, что молодежь не идет в науку. Выпускники вузов и зрелые ученые предпочитают искать работу за границей. Наблюдается значительный отток научных кадров из страны. Также большое беспокойство ученых вызывает низкая компетентность конкурсных комиссий, зачастую неадекватные требования к конкурсным заявкам, забюрократизированность процесса получения гранта или субсидии на исследования. Эффект же от коммерциализации научных разработок в России ничтожен», - заметил С.Борисов. Кроме того, по его словам, наблюдается дефицит инновационной инфраструктуры – от научных парков и бизнес-инкубаторов до посевных и венчурных фондов, способных осуществлять финансирование, а также нехватка маркетинговых и консалтинговых структур. «Помимо прочего, в России чрезвычайно низка способность населения и предприятий приобретать инновационные товары, а это уже имеет непосредственное отношение к структуре спроса. Он низок», - отметил С.Борисов. К недостаткам отечественной инновационной системы он отнёс и низкую доступность проектных, опытных и производственных помещений, узкий спектр услуг, предоставляемых изобретателям и ученым коммерческими структурами, сложности патентного оформления интеллектуальной собственности и низкий уровень ее защищённости. «Законодательно защита интеллектуальной собственности проработана недостаточно. По количеству регистрируемых патентов в год мы отстаём от таких стран, как Беларусь и Польша. Низко качество и российских технических стандартов. Неадекватно современным условиям таможенное регулирование экспорта российской высокотехнологической продукции за рубеж. Низка способность заимствования и адаптации технологий в производственном секторе страны. Здесь отставание наблюдается даже от Казахстана», - продолжил С.Борисов. Инновации во всем мире стимулирует государство, потому в зоне прямой ответственности государственных органов находится эффективность стандартов и отраслевого регулирования, развитие инфраструктуры, усиление защиты интеллектуальной собственности. «Мы попробовали построить «идеальную» инновационную структуру и получили некую примерную схему, из которой видно, что на высшем уровне регулирования должна располагаться чёткая и адекватная современным экономическим процессам инновационная стратегия. При этом мы понимаем, что создание «суперведомства» по инновациям проблемы не решит – в мире нет примеров эффективной работы какого-либо «министерства инноваций», и по этому пути идти бессмысленно», - считает С.Борисов. Он выделил следующий уровень инновационной политики, состоящий из трех блоков: поддержка государственных научных учреждений, коммерциализация и развитие инновационного малого и среднего бизнеса и технологической политики. «К этим трём направлениям развития должна подключаться региональная инновационная составляющая, учитывающая реальные условия производства в каждом субъекте РФ», - заключил С.Борисов. |