30.04.2010  Инновациям не хватает законов

   29 апреля в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Создание рынка инноваций: законодательный аспект». Как показали итоги дискуссии, действующее законодательство не дает стимулов к развитию инноваций. В частности, закон о госзакупках не создает условий для спроса на инновации, ФЗ № 217 трудно реализуется, так как нет регламентации порядка и оборота интеллектуальной собственности, созданной за счет средств федерального бюджета. Кроме того, требуется ускорить работу над разработкой и принятием базового закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».
   Как отметил председатель комитета СФ РФ по образованию и науке Хусейн Чеченов, законодательство в сфере инноваций нуждается в существенной доработке. Он напомнил, на Советом Федерации и Госдумой создан совместный экспертный совет, занимающийся корректировкой законов в инновационной сфере. Таким образом, разногласия двух палат решаются уже на этапе разработки законов. Однако работа по совершенствованию законодательства предстоит большая. «Учитывая темпы, которые должна взять страна для перехода на инновационное развитие, работа по продвижению необходимых для развития рынка инноваций в России законов должна быть ускорена», - пояснил сенатор.
   Заместитель председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям ФС РФ ГД Вячеслав Осипов согласился с коллегой, что работа по гармонизации действующего законодательства предстоит большая. Ключевым вопросом законодательного обеспечения развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере депутат назвал создание эффективного механизма стимулирования субъектов научно-технической и хозяйственной деятельности по внедрению результатов НИОКР. Он подчеркнул, что на стадии завершения находится работа по подготовке законопроекта «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ». Законопроект дает четкое определение субъектов и объектов инновационной деятельности, регламентируя их правовые отношения друг с другом и государством. Важность документа в том, что он впервые позволяет решать задачи стимулирования инновационной деятельности на законодательной основе. Как считает депутат, необходимо не только принять этот базовый закон, но и пакет сопряженных с ним изменений и дополнений в отдельные нормативно-правовые документы в области инноваций. В. Осипов сообщил, что сегодня на уровне законодательной и исполнительной власти страны прорабатывается вопрос, как будет принят новый закон – либо в пакете с поправками в другие законы, либо автономно с последующим принятием необходимых поправок. Он считает, что наиболее вероятен второй путь, так как высокая степень проработки закона позволяет внести его на рассмотрение в ГД РФ уже в ближайшее время.
   Как отметил вице-президент Российской академии наук Сергей Алдошин, сегодня остро стоит проблема коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности. По ряду контрактов результаты интеллектуальной деятельности удается зарегистрировать. Интеллектуальная собственность должна заноситься в реестр по аналогии с имущественной, но это не предусматривается контрактами. Между тем Роспатент сразу обращает внимание на эту недоработку.
   Академик считает, что необходимо проанализировать еще одну проблему, связанную с введением в оборот продуктов интеллектуальной деятельности. По данным Счетной палаты, доля нематериальных активов (НМА) в РФ составляет 0,3-0,4%, в развитых странах - до 30%. С. Алдошин предполагает, что такие низкие показатели обусловлены тем, что, во-первых, тематика лотов, которые объявляют ФЦП, оказывается неактуальной, т.е. разработки не могут быть введены в хозяйственный оборот. Вторая причина – нет технического регулирования процесса стимулирования бизнеса по вводу в оборот перспективных НМА. Он пояснил, что необходимо, чтобы спрос на инновации формировался бизнесом.
   Есть у академика вопросы и к закону о госзакупках. При формировании госзаказа на научные разработки главным критерием победы в конкурсе остается цена. «Мы сталкиваемся с ситуаций, когда появляется некая фирма-подснежник, обваливает цены, выигрывает тендер, а за спиной у директора научного института покупают сотрудников, которые за наличные деньги выполняют госзаказ», - пояснил С. Алдошин.
   Он внес предложение о необходимости разрешения внебюджетной деятельности на базе научных институтов. Только таким образом наука получит возможность для организации пилотного производства, считает он.
   Директор Центра инновационного развития – филиала ОАО РЖД Александр Корчагин считает, что необходимо решать вопрос охраны интеллектуальной собственности и создать механизм, по которому ее результаты, оплаченные из бюджета, получили бы возможность для коммерциализации. По существующей сегодня схеме на разработки выделяются деньги из бюджета, разработка проводится, дальше деньги списываются, а научные изыскания становятся собственностью государства. Права на НИРы должен получать разработчик. Тогда у него появляется возможность «довести до ума разработку». Проблема того, что 217 закон не работает, в том, что госучреждение не имеет права распоряжаться доходами, полученными от предпринимательской деятельности. Все эти средства должны поступать в доход бюджета.
   «Нужно понимать, что стадия НИРа – самая рискованная с точки зрения вложения капитала. И именно на этой стадии предпринимательский интерес рубится на корню. У научного учреждения нет никакого интереса создавать малое предприятие, наделять его правами для внедрения. Ученый-разработчик никаких дивидендов не получит», - считает А. Корчагин.
   Если не изменить ситуацию, то разработки, созданные российской наукой, не смогут быть эффективно реализованы на рынке. Бизнесу будет проще купить готовую разработку на Западе, без рисков и проблем.
   Заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ Алексей Судариков, что принятый ФЗ №217 не может решить все проблемы на рынке инноваций. И принят он был, чтобы «проложить мостки между бюджетной сферой и сферой коммерциализации». В результате по итогам реализации закона 121 вуз страны выразил намерение создавать малые предприятия. Всего планируется создать 925 предприятий с общим числом рабочих мест более 11 тыс., с реализаций 1192 проектов внедрения.
   По словам А. Сударикова, на данном этапе уже создано 277 малых предприятий при вузах и научных учреждениях, из них только 2 на базе РАН.
   Впрочем, заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки не стал отрицать, что проблемы с реализацией закона были, но, по его словам, «главное, что он вышел и создал возможность для реализации иновационного процесса».
   Директор по инновационному развитию госкорпорации РОСНАНО Юрий Удальцов внес радикальное предложение, обращенное к государству как основному стимулятору инновационного процесса. По его словам, необходимо оставить права за разработчиком, за исключением секретных разработок, указанных в спецперечне. Кроме того, необходимо отказаться от системы формирования госзакупок на исследования с годовым планом. «Бизнес должен иметь представление о том, какие продукты будут востребованы на рынке с перспективой на 10 лет. И тогда он сам сформирует этот рынок, зная, что на продукцию будет гарантирован спрос», - заключил он.
   По итогам парламентских слушаний Хусейн Чеченов сообщил, что все выступления и предложения, высказанные на парламентских слушаниях, будет сформированы как материалы для обсуждения на инновационном форуме, который пройдет в Томске в конце мая 2010 года.