05.05.2010  Минфин не поддержал законопроект о новых льготах для инновационных МСП

   Министерство финансов РФ не поддержало законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства», разработанный депутатами Государственной думы В.Черешневым, Н.Левичевым, В.Осиповым и членом Совета Федерации Х.Чеченовым.
   Авторы законопроекта предлагают в целях создания благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности субъектов МСП предоставить им льготы по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль организаций.
   Для этого предлагается внести изменение в статью 149 Налогового кодекса РФ, предусматривающее освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более 5 лет.
   Также предлагается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций субъектов малого и среднего предпринимательства не учитывать доходы в виде сумм от реализации товаров (работ, услуг), полученных в результате использования в собственном производстве результатов интеллектуальной деятельности.
   Однако в Минфине считают, что реализация законопроекта приведет не столько к поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, сколько к освобождению от налогообложения субъектов МСБ, использующих результат такой деятельности. «Полагаем, что использование результатов инновационной деятельности позволяет субъектам их использующим достигать более высоких результатов, а следовательно, получать более высокую прибыль», - говорится в проекте отзыва, подготовленного Минфином.
   По мнению Минфина, на законодательном уровне уже предпринят ряд мер, направленных на улучшение финансового состояния и стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности МСП.
   Так, в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
   «Таким образом, данная норма Кодекса непосредственно направлена на стимулирование инновационной деятельности. Применение данной меры в отношении реализации товаров, произведенных на основе результатов интеллектуальной деятельности, полагаем необоснованным», - говорится в отзыве.
   Кроме того, отмечает Минфин, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ все организации - плательщики налога на прибыль, включая субъекты МСП, вправе не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
   С 1 января 2009 г. в целях повышения эффективности капитальных вложений и ускорения обновления основных средств, в том числе используемых в инновационной деятельности, налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, расходы на капитальные вложения в размере не более 30% (в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, включая расходы, понесенные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (статья 258 НК РФ).
   В отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщики вправе применять специальный коэффициент, но не более 3 (пункт 2 статьи 259.3 НК РФ).
   В статье 262 НК РФ предусмотрены положения, позволяющие налогоплательщикам, в том числе субъектам МСП, занимающимся инновационной деятельностью, расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, включать в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.
   В соответствии с НК РФ, субъекты малого предпринимательства при соблюдении установленных условий могут применять упрощенную систему налогообложения.
   «Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает», - говорится в проекте отзыва. С полным текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Минфина РФ.