13.11.2004  Профессиональные перехватчики брэндов действуют исключительно легально

   Бизнес по перехвату чужих брэндов приобрел колоссальный размах. Промышляющие этим предприниматели ворочают десятками и сотнями миллионов долларов, применяют все более агрессивные методы и атакуют не только зарубежные, но и российские марки. Малейшее упущение или юридическая неточность принимается такими людьми как руководство к действию: незамедлительной регистрации товарного знака на свое имя.
   По мнению Вадима Ускова, директора юридической компании "Усков и Партнеры", специализирующейся на защите брэндов от всевозможных захватов, опыт показывает, что неуязвимых брэндов не существует.
   И хотя очевидно, что наиболее надежной защитой для брэнда является регистрация прав компании на него, товарные знаки многих предприятий по-прежнему достаточно слабо защищены. Едва ли швейцарская компания Novartis, вкладывая сотни тысяч долларов в продвижение своего брэнда "Длянос", ожидала, что ее права на этот товарный знак могут быть аннулированы. Между тем в октябре арбитражный суд Москвы удовлетворил соответствующий иск известного регистратора чужих товарных знаков Сергея Зуйкова. В похожей неприятной ситуации оказалась и питерская компания "Орими Трэйд", выпускающая чай под брэндами "Принцесса Нури", "Принцесса Гита", "Принцесса Ява".
   Формально компании, играющие на слабостях чужих торговых марок, в обоих описанных случаях действуют вполне в рамках закона. Пробелы в российском законодательстве позволяют профессиональным перехватчикам брэндов действовать исключительно легально и вполне открыто. Подход к оценке таких захватчиков необходимо изменить: они - объективная реальность, к существованию которой следует приспосабливаться, чтобы избежать захвата своего брэнда.
   Компаниям из развитых стран проблема воровства чужих товарных знаков знакома мало. Например, в США приоритетное право владения товарным знаком закреплено строго за тем, кто первым использовал марку. В Европе с "марочными пиратами" борются по-другому. Там установлена жесткая система штрафов за подобные нарушения. В России перехватчиков брэндов тоже можно призвать к ответственности. Но, как утверждают юристы, сделать это очень сложно. Обычно пираты регистрируют свои фирмы в форме ООО, и взыскать с них что-нибудь сверх имеющегося имущества и капитала невозможно. В странах же Европы и США применяется концепция "проникновения за корпоративный занавес", позволяющая выяснить, кто стоит за учредителями той или иной фирмы и распространить на них ответственность.
   Однако такие меры не защищают от действий компаний, регистрирующих товарные знаки, схожие с раскрученными брэндами. Самый известный пример последнего времени - тяжба между софтверными фирмами Microsoft (брэнд Windows) и Lindows. Весной этого года суд Нидерландов все-таки вынудил Lindows изменить название. Но Microsoft, которая вела тяжбу сразу в нескольких странах, летом предпочла заключить с Lindows мирное соглашение. В обмен на $20 млн последняя передала Microsoft свой брэнд и переименовалась в Linspire.
   Но даже вовремя зарегистрировавшая свои товарные знаки компания не может быть уверена в их абсолютной защищенности. Предприимчивые бизнесмены могут пристроиться к раскрученной торговой марке, зарегистрировав на себя уже существующий товарный знак, но в другой категории. Так, компания "Балтика" периодически обнаруживает на рынке продукцию под аналогичной или очень похожей маркой. Например, сушеную рыбку к пиву "Балтика", орешки "Родная Балтика", водку "Балтика", арахис "Балтийский" и т. д. С такими бизнесменами "Балтика" борется в судах. Правда, даже доказав свою правоту, взыскать ущерб с нарушителя будет очень сложно. Так, в одном из наиболее громких случаев нарушения прав компании "Балтика" фирмой "Мета-Табак", производящей сигареты под маркой "Балтика", суд запретил табачникам продавать сигареты под "пивным" брэндом, но не стал взыскивать с нарушителей сумму ущерба, поскольку установил, что их прибыль от продажи сигарет была незначительна.
   Законодатели периодически утверждают новые нормы, расширяющие возможности борьбы с марочными пиратами. Но иногда эти нормы оборачиваются против истинных правообладателей товарных знаков, так как пираты тоже могут подавать иски, возбуждать уголовные дела.
   Наиболее верный способ отстоять права настоящих владельцев брэндов - суд. Но чтобы победить пиратов, необходимо запастись терпением и хорошими юристами. По словам Дмитрия Новикова, генерального директора "КонсультантПлюс", интеллектуальный рэкет есть во многих странах мира. Там, где с этим явлением столкнулись раньше и дорого за это заплатили, разработано детальное законодательство, и справляться с проблемой стало легче. "Думаю, что и у нас со временем в этой сфере останется меньше правовых пробелов", - сказал Д.Новиков.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Секрет фирмы"