09.06.2010 Инновации, которые работают! И у нас, но не наши… 8 июня в Москве приступил к работе двухдневный VIII ежегодный Международный Саммит Брендов-Лидеров. Саммит прошел под весьма оптимистичным девизом - «Инновации, которые работают!». На первой сессии саммита представители компаний–лидеров рынка инноваций рассказали о главных трендах, которые будут оказывать влияние на бизнес, коммуникации и на которые рынок будет ориентироваться уже в ближайшее время. То, с какой убежденностью участники саммита представили проекты, которые на первый взгляд для человека непосвященного выглядят футуристическими, не вызывало никаких сомнений, что уже в самом недалеком будущем многие технические новинки могут оказаться в кармане если не школьника, то рядового студента точно. Не менее убежденно главы российских представительств ведущих компаний-«воротил» инновационного бизнеса обсуждали проблемы, тормозящие инновационный прорыв в России. В своем выступлении представитель российского инновационного бизнеса – первый заместитель генерального директора по операционной деятельности ОАО «МегаФон» Валерий Ермаков рассказал об основных трендах развития телекоммуникационной отрасли в России. Он напомнил, что ОАО «МегаФон» стало первым и пока единственным оператором, развернувшим собственную сеть во всех субъектах РФ. По его словам, приоритетом работы компании является сервисное обслуживание и возможность предлагать те продукты, которые нужны сегменту. В частности, выбрано новое направление мобильного сетевого оператора. По прогнозам В. Ермакова, следующий год будет переломным для рынка мобильных операторов: обычные телефоны постепенно начинают заменяться смартфонами, которые по итогам продаж в 2010 году уже занимают 20% рынка. К 2020 году простые телефоны выйдут из оборота окончательно, их заменят мобильные коммуникаторы, которые будут закрывать большие потребности мобильного клиента. В. Ермаков пояснил, что уже сегодня к Интернету подключается все большее число устройств. К концу 2011 года их число составит 35 млрд или в среднем по 6 различных устройств на каждого пользователя. Еще один прогноз – к 2015 году будет действовать 2 млрд сим-карт формата неголосовых устройств. Так, компания "МегаФон" уже достигла предела роста голосовой связи. Дальнейшее развитие компании будет проходить при уменьшении объемов голосовой связи и постепенном переходе в формат IP-телефонии. По прогнозам В. Ермакова, новым драйвером роста рынка мобильной связи станет передача данных в формате IP. "МегаФон" уже сегодня активно развивает сети третьего поколения: в 2009 году был десятикратный прирост трафика передачи данных, 75% всего трафика компании – услуги сети третьего поколения. Поэтому, по его словам, меняется принцип работы с клиентом компании от – «оператор-труба» к - «оператор-портал». В. Ермаков считает, что телеком постепенно становится драйвером российской экономики, проникая в такие смежные отрасли как страхование, мобильный банкинг. «Но если учесть, что в России уже сегодня потенциал роста фиксированной связи исчерпан, рост мобильной связи на пределе, главная точка роста отрасли – в широкополосном доступе», - заявил представитель ОАО «МегаФон». В целом главным трендом на рынке потребления инноваций станет телевизионный формат 3D. При этом В. Ермаков не исключает, что к 2030 г. возможен переход с технологических на биотехнологические инновации и даже внедрение искусственной связи в человеческий мозг. Впрочем, сами участники саммита назвали такой прогноз «футуристическим». Президент Microsoft в России Николай Прянишников рассказал об инновационных продуктах компании, которые пока находятся в разработке, но совсем скоро будут доступны пользователям. Тогда можно будет играть в футбол или бороться, просто двигая руками перед экраном, играть в тетрис на собственной коже, в режиме реального времени рисовать картины, имея в своем распоряжении палитру оттенков как у настоящего художника. По его словам, Microsoft стремиться сделать обработку информации быстрой и легкой. С этой целью планируется инвестировать в разработку новых технологий в 2010 году 9,5 миллиардов долларов и вывести на рынок 53 новых продукта. Тем не менее, судя по его словам, вмешательство в работу человеческого мозга пока не планируется. Стоит отметить, что обсуждение проблем будущего проходило в непринужденной обстановке. Инноваторы позволяли себе шутки. Например, высказывание Н. Прянишникова о том, что конкуренция – двигатель инноваций, а тот факт, что половина российских компаний с госучастием тормозит развитие инноваций, вызвало комментарий: «Сейчас свет в зале отключат». Однако это не остановило господина Н.Прянишникова. Он пояснил, что конкуренция на рынке мобильной телефонии дала возможность для формирования инновационного подхода в бизнесе, заключающегося в том, что компания шла на риск в поисках новых подходов в работе с клиентами. Представитель компании HP, руководитель программ по научному сотрудничеству в России и СЕЕ Игорь Белоусов не оставил без внимания другое высказывание представителя "МегаФона" о переходе от принципа «оператор-труба» к «оператор-портал». «Если говорить о будущем России, то речь идет о переходе от «экономики-трубы» к «экономике диверсифицированной». Неслучайно на встрече с представателями инновационного бизнеса В.Сурков сказал, что сегодня важно показать молодому поколению, что деньги можно зарабатывать не только хитростью, но и головой», - пояснил он. И. Белоусов назвал новые тренды развития инноваций: появление новых типов компьютеров квантового уровня и новых типов связей между компьютерами; минимизация энергопотребления; новые методы обработки информации; облачное вычисление; интеграция различных устройств – компьютеров, смартфонов и т.д. в единую сеть; перевод в электронный вид работы правительства для оказания услуг населению. И. Белоусов пояснил, что облачные вычисления дают колоссальные возможности в части сокращения затрат на развитие и обслуживание IT-инфраструктуры. Такой принцип «аренды» инфраструктуры впервые успешно использовался при создании мультфильма «Шрек». Но отдельно он коснулся проблемы создания электронного правительства, которая, по его словам, является «главным тормозом в развитии страны». «Программа в России стартовала, но то, каким образом, вызывает недоумение. Например, получение загранпаспорта в ФМС в электронном виде сводится к тому, что информация в электронном виде проверяется 2 месяца, а потом нужно принести оригиналы документов, и если хоть один знак не совпадет в бумажном и электронном варианте, вы пойдете по кругу еще на 2 месяца», - отметил представитель HP. По его словам, искажен смысл реформы, так как главная цель - ускорить процесс проверки данных. В Испании, например, на все проверки данных уходит всего несколько секунд. Причина в том, что нет систематизации в выстраивании единой для всех ведомств законодательной базы по проблеме электронного документооборота. И. Белоусов считает также, что успех создания подобия Силиконовой долины в Сколково во многом зависит от проработанности законов. «Как известно, туда приглашаются к работе иностранные компании – лидеры инновационных направлений, и для них создается готовая инфраструктура. Но если от представителей этих компаний потребуют кипу справок по российским законам со сроком действия в 2 недели, когда первые устаревали до получения последних (например, результаты анализа крови на СПИД), никто не поедет в особую зону», - отметил он. Проблема создания среды для развития инноваций волновала всех без исключения участников саммита. Например, директор по развитию бизнеса и основатель компании "ОПТОГАН" Алексей Ковш отметил, что в России нет спроса на инновации в сфере нанотехнологий со стороны бизнеса и государства. В частности, нет инновационных производств, где наноразработки востребованы – все оборудование и аппаратура закупаются за рубежом. Единственное перспективное направление – светодиодные лампы. Спрос на эту продукцию стимулируется со стороны государства. Для этого очень важно создать преференции для внутренних производителей. В противном случае они не выдержат конкуренции с более эффективными старт-апами, которые активно стимулируются за рубежом. Управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий считает, что для того, чтобы в России заработали инновации, необходимо не 2-3 млн чиновников, а столько же инновационных компаний. Поэтому создание инновационной культуры и пропаганда выгоды инноваций очень важны. Не менее важна законодательная база. Например, чтобы заработал проект Сколково достаточно на отдельной территории ввести законы наподобие тех, которые сродни, например, английскому корпоративному праву. В этом плане президент Microsoft в России Николай Прянишников еще раз затронул проблему конкуренции. «Развитие конкурентных отраслей в экономике будет стимулировать внедрение и развитие инноваций. Но кроме того очень важно стимулировать развитие предпринимательства, которое пока находится в зачаточном состоянии. Есть успешные компании, но их мало. В России работающих, и не обязательно успешных компаний всего 1 млн, а в США – 20 млн. Сегодня развитие предпринимательства не стимулируется, и быть предпринимателем в России сложно. И еще очень важна открытая позиция по отношению к иностранным компаниям. Нужно создать такую систему, чтобы они открывали офисы в России, а не в Китае или Индии», - считает он. Валерий Ермаков добавил, что в России нужна среда, которая будет востребовать инновации, и, по сути, это должна быть бизнес-среда. «Сегодня запрос на инновации в РФ востребован государством, а бизнес находится в стороне от процесса. Причина в том, что он находится под контролем регулирующих органов. Если создать правила игры, как это произошло в сфере мобильной связи, не заниматься излишним регулированием, а создать единые и прозрачные правила для всех игроков, конкуренция сама создаст бизнес-среду, которой будут необходимы инновации. Но главное – нужно формировать культуру бизнеса, ориентированную на инновации. Пока у нас бизнес ориентирован на сырьевые сектора», - убежден он. |