11.06.2010  Возможности для развития венчурного бизнеса в России

   По мнению специалистов Европейской ассоциации венчурного финансирования (EVCA), в России уже созданы некоторые предпосылки для развития венчурных инвестиций в инновационной сфере. Это обусловлено определенным подъемом российской экономики, уменьшением возможности быстрых спекулятивных заработков на финансовом рынке и ростом понимания высокой экономической эффективности венчурного инвестирования в инновационный бизнес. Владельцы денежных средств начинают понимать, что, несмотря на высокую степень риска, вложение капиталов в инновационную сферу деятельности является весьма прибыльным и многообещающим бизнесом. Активность рискового капитала может возрастать, только когда становятся доступными источники долговременного финансирования, такие как пенсионные фонды и страховые компании, банковские долгосрочные кредиты по низким ставкам под государственные гарантии. Развитию венчурного финансирования также мешает несовершенство правового, технического и организационного обеспечения различных аспектов инвестиционной поддержки инновационной деятельности. В нашей стране только зарождаются отдельные элементы сложной инфраструктуры поддержки венчурной деятельности (венчурные фонды, экспертные и консалтинговые службы, компании по управлению венчурными предприятиями и проектами, специализированные информационные службы и др.). Кроме того, многие разработчики новых продуктов и услуг плохо представляют весь процесс венчурного финансирования инновационной деятельности от начальных этапов вплоть до коммерциализации её результатов в рыночной экономике. Слабая инновационная активность на многих предприятиях связана с отсутствием достаточных экономических стимулов в среде производителей, что во многом обусловлено весьма низким потребительским спросом на внутреннем рынке.
   Усилия по стимулированию инновационной деятельности должны быть сконцентрированы на устранении основных причин незаинтересованности государства и бизнеса в долгосрочных инновационных проектах. Одной из важнейших задач по обеспечению дальнейшего научно-технического развития экономики страны является создание благоприятных условий для повышения инвестиционной активности венчурного капитала в сфере финансирования инновационной малых и средних предприятий, динамично осуществляющих различные нововведения. Основываясь на ранее опубликованных материалах об опыте венчурного финансирования инновационных проектов за рубежом, можно заключить, что наиболее важными направлениями государственной политики по обеспечению устойчивого развития инновационной активности в экономике страны являются:
   1. Разработка обоснованной государственной научно-технической политики на перспективный период с определением стратегических приоритетов инновационного развития и их ресурсного обеспечения.
   2. Создание правовой основы для деятельности венчурных фондов, а также для венчурного инвестирования пенсионными фондами, страховыми компаниями и др. кредитно-финансовыми институтами;
   3. Разработка мер финансового стимулирования деятельности венчурных инвесторов (налоговые льготы, государственные гарантии и страхование инвестиций), вкладывающих средства в инновационные и высокотехнологичные малые предприятия.
   4. Развитие механизмов консолидации финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач.
   5. Развитие фондового рынка с целью обеспечения ликвидности венчурных инвестиций в инновационные предприятия как путём дополнительной эмиссии акций, так и посредством продажи акций этих предприятий.
   6. Разработка национальных программ по финансовой и технической поддержке инновационных малых предприятий, выполняющих на конкурсной основе НИОКР по тематике государственных организаций.
   7. Разработка государственных программ финансовой поддержки инновационных малых предприятий (субсидии, льготные кредиты, целевые гранты, налоговые льготы, ускоренная амортизация, компенсация затрат на исследования, экспертизу, патентование и др. связанные расходы), осуществляющих технологическое переоснащение, разрабатывающих новые продукты и услуги, проводящих НИОКР в соответствии с приоритетами социально-экономического развития.
   8. Содействие формированию и развитию партнёрского взаимодействия государственных структур, вузов, венчурных фондов и общественных некоммерческих организаций, специализирующихся в инновационной сфере.
   9. Создание правовых и экономических условий по стимулированию университетов и исследовательских институтов к организации центров технического содействия инновационному малому бизнесу.
   10. Развитие информационной среды, позволяющей изобретателям, малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также содействовать развитию кооперационных связей между малыми, средними и крупными предприятиями;
   11. Разработка типовых методов прогнозной оценки эффективности инновационных проектов, а также государственная финансовая поддержка консультационных услуг и экспертизы инновационных проектов для малых предприятий научно-технической сферы;
   12. Содействие повышению образования в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в бизнес–школах и университетах.
   Последовательная реализация этих мер позволит создать благоприятные условия для повышения инновационной активности предприятий страны во всех сферах экономической деятельности.