29.06.2010 Оптимизация налогообложения - в целях стимулирования развития инноваций В 2011-2013 годах перед российской финансовой системой встает необходимость искать возможности для повышения доходов бюджета, при этом рост доходов должен быть обеспечен прежде всего за счет улучшения администрирования уже существующих налогов, но в то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности - в первую очередь, инновационной направленности. Об этом заявил сегодня Президент РФ Дмитрий Медведев в Бюджетном послании Правительству РФ. Текст послания опубликован на официальном сайте Кремля. Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них. В связи с этим, считает Д.Медведев, необходимы действия по следующим ключевым направлениям. Во-первых, следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным. Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда, поэтому для их поддержки президент считает необходимым снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций – до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14% в пределах страхуемого годового заработка. Во-вторых, необходимо создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности, для этого при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. По мнению Д.Медведева, имеется резерв поддержки инноваций и в амортизационной политике. Для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, например, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока службы. В-третьих, в целях стимулирования осуществления инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково» следует предусмотреть для участников проекта следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14%, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог – по ставке 0%. Что касается налога на добавленную стоимость, то освобождение от его уплаты должно осуществляться в зависимости от выбора налогоплательщика. Указанные льготы должны действовать в отношении участников проекта в течение 10 лет с момента их регистрации либо до момента, когда общий размер прибыли, полученной организацией, превысит 300 млн рублей с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки, полученной такой организацией, превысил 1 млрд рублей. В-четвертых, требуется стимулирование энергосбережения и рационального использования природных ресурсов. В частности, следует более активно использовать такие инструменты государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов. Для обеспечения внедрения в экономику новых технологий целесообразно освободить от налогообложения налогом на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. Поскольку этот налог является региональным налогом, введение дополнительных федеральных льгот должно быть компенсировано отменой иных льгот, применяемых в настоящее время. В-пятых, для развития социальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в системы здравоохранения и образования. В этих целях Д.Медведев предлагает освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер. В-шестых, в среднесрочной перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов. В-седьмых, актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования. По мнению Д.Медведева, необходимо проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов. «Нельзя допускать, чтобы их реализация была связана со сложными процедурами, которые в большей степени носят перестраховочный характер и значительно осложняют экономическую жизнь организаций и повседневную жизнь граждан», - говорится в послании. Надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков, считает Д.Медведев. Также, по его мнению, еще раз следует оценить «затратность» администрирования НДС как для налогоплательщика, так и для государства, обратив внимание в первую очередь на избыточность «оправдательных документов» и на предъявляемые к ним требования. В-восьмых, особое внимание следует уделить бесперебойной и эффективной работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках Таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами–членами Таможенного союза ввозных таможенных пошлин. ИА "Альянс Медиа" |