13.07.2010  Санкт-Петербург: эксперты рассказали, как построить инновационный бизнес с нуля

   "От идеи до IPO: как не совершить типичных ошибок при создании и развитии бизнеса" - такой семинар прошел в бизнес-инкубаторе "Ингрия". Приглашенные организаторами консультанты рассказали, как организовать начало бизнес-процесса (стартап-бизнес), как построить его с минимумом затрат, как управлять проектом с привлечением схемы "фриланс" и как не попасть в традиционные ловушки для новичков.
   Александр Хайтин, независимый free-lance бизнес-консультант, предостерег начинающих от основных ошибок, которые совершают новички: "Стартаперы часто не понимают, какие ограничения накладывает на них формат малого бизнеса и не всегда могут оценить свои преимущества. Основные их проблемы - ошибки в продажах: продают не то, не тем и слишком дешево. Не могут собрать и хорошую команду, и у них нет опыта в решении финансовых вопросов. Часто вредит слишком личный подход к делу, когда команда делает не то, что требуется, а то, что нравится".
   Эксперт подчеркнул, что начинающему предпринимателю очень важно определиться, какой бизнес он строит: малый или с перспективой развития, а также будет это бизнес на продажу или постоянный источник дохода.
   Он также предостерег начинающих предпринимателей от вложения в проект личных средств: "Если ради открытия нового бизнеса вы собираетесь продать машину или, скажем, стол и три стула, то надо сто раз подумать, стоит ли начинать такой бизнес. Как правило, ничего хорошего из этого не выйдет. Еще хуже - идея брать кредит не на развитие бизнеса, а именно на его старт".
   Также Александр Хайтин считает, что начинающий предприниматель должен не наращивать расходы, а, наоборот, стремиться их сократить. Ни в коем случае не заниматься непрофильной деятельностью, не брать кредиты без заключенных под них контрактов, постоянно развивать каналы продаж и диверсифицировать их (один канал продаж или ключевой клиент не должен приносить больше 30% выручки). И главное - постоянно работать над своими основными конкурентными преимуществами.
   Поскольку большая часть присутствующих представляла IТ-проекты, генеральный директор компании "КОРУС Консалтинг" Александр Семенов поделился своими представлениями о развитии рынка высоких технологий. По его словам, сегодня существует два направления развития бизнеса в информационной сфере: т. н. продуктовое (как примеры он привел компании Apple и Microsoft) и сервисное (Google, YouTube, Twitter). К сервису близки такие услуги, как системная интеграция.
   Именно сервисное направление, по мнению Александра Семенова, является в долгосрочной перспективе не просто более интересным, но и активно развивающимся. Вместе с тем на продуктах гораздо выше прибыль, и вдобавок существует возможность почти неограниченного роста бизнеса. Мобильные приложения, интерфейсы и сервисы, социальные сети, чаты, сайты знакомств, онлайн-игры, сервисы электронного правительства, бесплатные офисные приложения в Интернете, аренда вычислительных мощностей, видеотрансляции и видеоконференции - вот основные направления развития информационных технологий.
   Сегодня, считает эксперт, вполне удачное время для выхода на рынок небольших команд стартаперов: "Им очень повезло: чтобы стать успешным, необязательно предварительно долго трудиться в крупной корпорации. Сегодня команда разработчиков может, например, разработать приложение для iPhone и уже на следующее утро проснуться если не миллионерами, то по крайней мере с деньгами для развития бизнеса".
   При этом цель заработать много денег можно осуществить и в качестве наемного сотрудника в крупной стабильной компании, за которой - известный бренд и качественные информационные продукты, считает Александр Семенов: "Собственный бизнес совсем не обязательно означает быстрые и большие доходы".
   Напомним, что бизнес-инкубатор "Ингрия" был создан правительством Санкт-Петербурга. Он является объектом технопарка Санкт-Петербурга в сфере высоких технологий и служит площадкой для запуска (стартапа) малых предприятий, использующих в своем бизнесе новые знания, технологии и решения. Цель инкубатора - повысить стоимость компаний, используя человеческий капитал, и привлечь для их развития венчурное финансирование. Предполагается, что в ходе этого процесса будут созданы высокооплачиваемые рабочие места на предприятиях инновационной сферы, сообщает газета "Санкт-Петербургские ведомости".