19.07.2005  В. Шанцев: "Город живет от бизнеса"

   Сегодня на заседании правительства Москвы первым пунктом повестки дня рассматривался вопрос «О ходе выполнения городской и окружных комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг». С докладом по данному вопросу выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Евгений Егоров. Он сообщил, что за период c 2004 г. и первую половину 2005 г. количество субъектов малого предпринимательства в столице приблизилось к 400 тыс.: более 200 тысяч составили юридические лица и 203 тысячи – предприниматели без образования юридического лица. Количество занятых в малом бизнесе превышает 2,1 млн человек.
   Практически по всем показателям, отметил Е. Егоров, идет превышение заданных правительством показателей - такой результат стал возможен благодаря активному вниманию к деятельности малых предприятий в промышленности, инновационном бизнесе. Значительная помощь малым промышленным предприятиям оказывается за счет субконтрактных соглашений. Сегодня, по его словам, постоянно пользуются услугами Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС) такие предприятия как Конструкторское бюро автоматизированных линий имени Кошкина, Тушинский машиностроительный завод, «Нефтегазкомплектксервиc», компании «Автозаправочная техника», «Молния» и другие. Количество кооперационных заказов, выведенных МЦС на рынок Москвы за отчетный период, составило более 5800, из них более 2000 заказов реализовано в 2005 году. Это продукция машиностроения, металлообработки, электротехники. Объем одного заказа в среднем составлял 1,5-2,5 млн рублей, наиболее крупный заказ, полученный малым предприятием, – на сумму 24 млн евро. Подавляющее большинство заказов московских предприятий, составляющих более половины от указанного количества, размещалось преимущественно в ЦФО. Количество региональных центров субконтрактации на настоящий момент превысило 38 единиц. К числу основных проблем в системе субконтрактации он отнес недостаток информации о производственно-технологических потребностях московских производственных предприятий, включая средние и крупные.
   Как сообщил Е. Егоров, значительное внимание с начала реализации последней комплексной программы было уделено развитию инновационной деятельности малых предприятий. Только за первое полугодие 2005 года уже рассмотрено более 150 проектов в сфере инновационного бизнеса, организована работа по сопровождению проектов при взаимодействии с федеральным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, осуществляется совместное с фондом финансирование проектов субъектов МП. «Однако по существующему положению мы имеем право давать ссуду малым инновационным предприятиям в три раза меньше, нежели федеральный фонд», - сказал Е.Егоров. Он подчеркнул, что это положение необходимо исправлять. По его словам, создан компетентный научно-технический совет, который занимается экспертизой и оценкой тех инновационный проектов, которые представляют малые предприятия. Совет возглавляется академиком РАН А.Бугаевым. Е.Егоров считает, что тесное взаимодействие с Департаментом науки и промышленной политики, совместная разработка концепции развития инновационной деятельности на территории Москвы позволят создать реальную и эффективную целостную систему развития этого направления.
   Однако, подчеркнул он, в этой сфере есть существенная проблема: опыт патентования изобретений малых предприятий в других странах отрицателен. «Мы не можем выделить бюджетные средства на то, чтобы малые предприятия получили патенты», - заявил руководитель ДПиРМП. Кроме того, сегодня в России отсутствует система подготовки специалистов, досконально знающих работу с интеллектуальной собственностью. «Только за счет бюджета нам не решить финансовые проблемы обеспечения инновационного бизнеса», - сказал Е.Егоров. Он сообщил, что уже подготовлен проект постановления по созданию Венчурного инвестиционного фонда. Важное место в инфраструктуре поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства занимают технопарки, считает Е. Егоров. Например, в успешно работающем технопарке «Зеленоград» находятся 40 малых предприятий инновационного профиля, где работают 1560 человек, их них 420 – это новые рабочие места, созданные с 2004г.
   Сегодня, по словам министра, необходимо более четко обсудить комплекс новых задач, в частности, задачи продвижения продукции малых предприятий на рынок. «Мы решаем эту проблему путем представления продукции инновационных предприятий на выставках», - сказал он. На сегодняшний день оценочная сумма поставок по договорам, которые заключаются на этих выставках, приближается к 15 млн долл. Разветвленная сеть Системы межрегиональных маркетинговых центров сегодня включает 57 центров в регионах России, 16 в странах ближнего и дальнего зарубежья. Система ММЦ имеет уникальные информационные ресурсы, она содействовала росту товарооборота между малыми предприятиями Москвы и других регионов за отчетный период на сумму более 1,5 млрд рублей. Прирост экспортно-импортного товарооборота между малыми предприятиями Москвы и зарубежных стран за 2004-2005гг. составил 30 млн евро, инвестиции в сектор малого и среднего предпринимательства составили более 11,5 млн евро. Системой ММЦ оказано информационных услуг о возможностях выхода на новые рынки около 4,5 тыс. московским малым предприятиям и около 800 заявок находятся в разработке. Межрегиональный маркетинговый центр «Москва» - центральное звено Системы - организовал 14 бизнес-встреч с предпринимателями Англии, Франции, Италии, Индии. Почти 470 малых предприятий Москвы приняли участие в деловых поездках в регионы России.
   Эти три направления, по словам Е. Егорова, во многом определили значительную часть (до 70%) увеличения объема выпуска товаров и услуг предприятиями малого бизнеса. Он подчеркнул, что зачастую качество товаров малых предприятий не отвечает требованиям потребителей, а вступление в ВТО окажет еще более значительное влияние на малый бизнес. «Я думаю, что сегодня необходимо довести до каждой фирмы, предприятия те условия вступления в ВТО, которые Россия будет иметь, и проработать их, чтобы быть готовыми к этим переменам», - сказал Е.Егоров. Первым шагом в этом направлении, по его словам, должно стать проведение конференции по проблемам вступления России в ВТО с участием региональных представителей. Такую конференцию необходимо провести уже в этом году, считает он.
   Руководитель ДПиРМП также сообщил, что в Москве созданы окружные центры развития малого предпринимательства. По его словам, зачастую эти центры работают недостаточно эффективно. Во многом это связано с задержкой в обеспечении этих организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства помещениями. Также остро стоит вопрос и обеспечения нежилыми помещениями самих малых предприятий. Сегодня, отметил Е. Егоров, в Западном и Центральном округах еще не определены площадки под строительство деловых центров для малых предприятий, в Восточном, Северо-Восточном округах не утверждена программа строительства и реконструкции помещений для субъектов МП.
   Что касается развития предпринимательства в молодежной среде, то, по словам министра, в этом году на базе технопарка «Зеленоград» департаментом создан Молодежный инновационный комплекс, начало его работы связано с организацией спецкурса для старшеклассников. В 2006 году предлагается внедрить в учреждениях профессионального образования г. Москвы факультативный курс «Основы предпринимательской деятельности».
   Завершая свое выступление, Е. Егоров акцентировал внимание присутствовавших на основных проблемах, которые остаются в развитии малого предпринимательства столицы. Он считает, что принятая 1,5 года назад Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006гг. сейчас требует корректировки. В частности, по его мнению, ее необходимо дополнить перечнем мер по: повышению уровня конкурентоспособности малых предприятий и выпускаемой ими продукции, развитию предпринимательства в молодежной среде, продвижению продукции малых предприятий на региональные и международные рынки.
   C содокладом по данному вопросу на заседании выступил Александр Иоффе, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы. Он отметил, что обсуждение вопроса происходит на фоне некоторых законодательных изменений в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне. Это «символическое» повышение уровня предельного дохода предприятий, позволяющего переходить на упрощенную систему налогообложения; уточнение порядка исчисления ЕНВД; решение арбитражного суда о возможности наложения штрафа до 50 тыс. руб. без определения суда; решение об уплате НДС «по отгрузке»; обсуждение нового ФЗ о малом предпринимательстве. «Однако пока этот закон «застрял», хорошо, если в ближайший год этот вопрос все-таки будет решен. Без закона нам очень трудно», - сказал А.Иоффе. Все это не прибавляет энтузиазма у предпринимательского сообщества, тем более представляется необходимым укрепление московской программы поддержки и развития малого бизнеса, подчеркнул он.
   А.Иоффе отметил, что за полтора года реализации программы принят целый ряд постановлений по реализации ее отдельных положений, требующих определенных усилий и финансирования. Он считает, что в условиях расширения приоритетов программы необходимо пересмотреть объем тех средств, которые были заложены на реализацию программы изначально. «На поддержку малого бизнеса сегодня тратится не более 1% от налогов, собираемых в московский бюджет от малых предприятий», - сообщил А.Иоффе. По его мнению, необходимо проанализировать, серьезно отнестись к целому ряду программных проектов, которые были утверждены ранее, и их необходимо интегрировать в комплексную программу. Так, достаточно вяло, отметил он, реализуется программа по развитию малого предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере, и «без посыла со стороны самих организаций, занимающихся ЖКХ, программа так и будет реализовываться вяло».
   В сфере инновационного предпринимательства, отметил А.Иоффе, также есть проблемы. По его словам, программа, реализуемая в этой сфере, затрагивает лишь конкретные мелкие проекты, в то время, когда необходимо было бы сконцентрировать внимание на 2-3 масштабных тематических направлениях. Тогда можно было бы создать кластеры, где целая группа малых и средних предприятий смогла бы развиваться, подытожил он.
   А.Иоффе также подчеркнул, что до сих пор нет четкого понимания, сколько же всего малых предприятий в Москве. Москомстат говорит - около 200 тысяч, по некоторым данным налоговой службы, Счетной палаты – их около 300 тысяч, не считая ПБОЮЛ. Та же ситуация и с численностью занятых: по данным Москомстата – их 2 млн чел., а по данным Пенсионного фонда – около 3 млн человек.
   В ближайшую перспективу, по его мнению, необходимо сосредоточиться на реализации некоторых приоритетных направлений, направленных на масштабное развитие малого предпринимательства в столице. Это, по его словам, законодательные инициативы, информационное обеспечение предпринимательской деятельности, борьба с административными барьерами. В заключение А.Иоффе подчеркнул, что корректировка программы развития малого предпринимательства в г.Москве не может состояться без активного участия в этом процессе предпринимательской общественности.
   В выступлениях участников заседания прозвучало много предложений, учет которых, по их мнению, необходим при корректировке комплексной программы поддержки МП. Так, префект Северо-Западного административного округа В. Козлов считает, что необходимо совершенствовать механизмы передачи малым инновационным и производственным предприятиям нежилых помещений, а также координировать все программы по нежилым помещениям для бизнеса, параллельно идущие в нескольких департаментах столичного правительства (для малых предприятий, магазинов «шаговой доступности», народных ресторанов и т.д.). Он также высказался за увеличение размера выдаваемых начинающим предпринимателям субсидий и субвенций со 120 до 150-180 тыс. руб, поскольку каждые вложенные в эти проекты 60 тыс. руб. создают 1 рабочее место, а каждый вложенный рубль дает 30 копеек ежедневно в виде налогов.
   Председатель комиссии по экономической политике Мосгордумы Ирина Рукина считает, что очень плохо обстоит дело с законодательными инициативами в сфере малого бизнеса, в этом плане «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и эту проблему необходимо, по мере возможности, решать региональным законодателям. Она также полагает, что у московского законодательства – большие перспективы содействовать развитию малого бизнеса в рамках процесса реорганизации и приватизации ГУПов. Кроме того, в условиях действия нового Градостроительного кодекса, по ее мнению, есть возможность содействовать созданию товариществ собственников жилья, а этот процесс в дальнейшем должен способствовать созданию конкурентной среды в ЖКХ и привлечению туда малого бизнеса. Председатель комиссии МГД также высказалась за приоритетную поддержку тех сфер малого бизнеса, которые в городе развиты недостаточно – промышленности, ЖКХ, сферы услуг, а развитию инновационного предпринимательства, по ее мнению, должна способствовать экономическая мотивация и скорейшее создание венчурных фондов.
   Как считает президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров, необходимо более тесное взаимодействие Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы с общественными объединениями предпринимателей, прежде всего, отраслевыми профессиональными объединениями. По его мнению, требует совершенствования система правовой поддержки малых предприятий, в том числе в вопросах экономической безопасности. С целью более активного участия малых предприятий в выставочно-ярмарочной деятельности назрела необходимость создания в каждой префектуре города выставочно-маркетингового центра, считает он.
   В выступлении руководителя департамента государственного регулирования экономики Минэкономразвития Андрея Шарова была дана краткая характеристика основных направлений поддержки малых предприятий со стороны федеральных властей, на что в этом году предполагается потратить 1,5 млрд руб. По его словам, здесь определены три основных направления – создание бизнес-инкубаторов, микрофинансирование (в т.ч. в рамках кредитных кооперативов предпринимателей), создание венчурных фондов. Как сообщил А. Шаров, наибольший интерес по результатам прошедшего конкурса в регионах вызвало создание бизнес-инкубаторов, МЭРТ одобрено создание 50 подобных структур. Он считает, что Москве в этом плане надо подумать о создании инновационных бизнес-инкубаторов. Также А. Шаров призвал городские власти рассмотреть вопрос о создании венчурного фонда для инновационных проектов, финансирование которого возможно осуществлять в доле (50х50) с федеральными властями и заинтересованными инвесторами.
   Итоги заседания правительства столицы подвел вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. Он отметил, что обсуждаемая программа крайне важна для города, прежде всего, в экономическом плане. Четверть доходов в бюджет города поступает от деятельности малых предприятий, на них трудятся более 1,5 млн москвичей, а с учетом семейного коэффициента - более 50% москвичей живут на доходы от малого бизнеса. Таким образом, отметил вице-мэр, за счет повышения эффективности работы московских малых предприятий у города есть возможность решать ряд других важных проблем, прежде всего, социальных. «Мы понимаем, что малый развивается, опережая нашу поддержку», - сказал он. По его словам, большое число малых предприятий создается без участия городских властей, они работают «без участия города», о чем говорят и несовпадения в оценках численности. «Если бы мы их создавали, мы бы о них знали», - подчеркнул он. Вице-мэр заявил, что не верит в возможность при действующей контрольной системе в «незаметное существование МП».
   Он согласился, что во многом развитию малого бизнеса мешает отсутствие четкой системы информирования предпринимателей о системе поддержки малого бизнеса и ее возможностях. Именно поэтому, считает он, малые предприятия развиваются там, где невыгодно городу. В связи с этим вице-мэр подчеркнул необходимость создания более четкой системы информирования.
   В.Шанцев напомнил, что в городе принята программа передачи первых этажей жилых домов для малых предприятий. «Мы и только мы должны распределять эти первые этажи, учитывая аналитику по каждому району», - сказал он. Вице-мэр, заявил, что планировать размещение МП в нежилых помещениях, развивать малый бизнес в конкретных, «выгодных городу» отраслях должен город, а не малые предприниматели «должны приходить и просить эти помещения». Он подчеркнул необходимость включения в систему тендеров конкурсы на размещение на первых этажах жилых домов. Программа по строительству нежилых помещений, по его мнению, должна содействовать тем предприятиям, которые способны ликвидировать дефицит тех или иных услуг и товаров в определенных районах, за счет этого можно и помочь малому бизнесу. «Город живет от бизнеса – малого, среднего. - сказал В.Шанцев. - И если город не будет помогать развиваться бизнесу, то невозможно будет реализовывать социальные программы».
   Особо он отметил необходимость развития малого предпринимательства в системе ЖКХ. Вице-мэр заявил, что сегодня существующие жилищные конторы убеждают власти, что этот бизнес убыточен, однако в течение ряда лет средства на содержание жилого фонда прибавлялись, и их достаточно, чтобы обеспечивать нормальную прибыль, рентабельность. «Не придет в эту сферу бизнес сам по себе, если мы не создадим условия», - заявил вице-мэр.
   В.Шанцев отметил и необходимость более жесткого контроля за несанкционированными проверками контролирующих органов. «Еще раз предупреждаю все контролирующие органы: люди, которые делают дело, должны его делать в нормальных, комфортных условия», - заключил вице-мэр.
   Постановление по данному вопросу с учетом его доработки в двухнедельный срок было принято за основу.