07.09.2010 В.Наговицын: Бурятия строит модель развития инновационной инфраструктуры Используя опыт и ошибки других регионов, Бурятия строит собственную модель развития инновационной инфраструктуры. О том, как это происходит журналу «Инноватор» рассказал президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын. В.: Вячеслав Владимирович, какой вы видите систему поддержки инновационных предприятий? О.: Республика Бурятия в начале пути по инновационной лестнице. И это дает нам возможность выстроить собственную модель развития. В 2009 году мы разработали и приняли закон «О региональных зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия», предусматривающий ряд льгот для их резидентов, закрепили законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия» перечень преференций инвесторам, в первую очередь внедряющим инновации. Тогда же была начата работа по созданию инновационной инфраструктуры: в рамках республиканской программы поддержки предпринимательства предусмотрена прямая финансовая поддержка стартующего инновационного бизнеса. В этом году мы планируем принять целостный закон о поддержке и системе управления инновационной деятельностью, налоговом стимулировании инноваторов, программу микрокредитования. Сейчас уточняется программа развития инновационной деятельности, где определены стратегические цели и средства их достижения. В.: Как будет развиваться инновационная инфраструктура в Бурятии? О.: Мы поэтапно формируем комплексную «двухзвенную» систему поддержки инновационного развития. Первым звеном должна стать инновационная инфраструктура, включающая в себя офисы коммерциализации разработок при научных, вузовских учреждениях, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, технопарки. Вторым звеном станет непосредственно сама поддержка инновационной деятельности, которая будет проходить в несколько стадий. На первой стадии реализации проекта, когда происходит отбор научных идей, формирование макета продукции, поиск производителя, мы готовы поддержать предприятия через финансирование конкурса инновационных проектов. Затем на этапе разработки первого промышленного образца, отработки технологии, создания маркетингового и бизнес-плана, патентной зашиты мы будем напрямую финансировать проекты через республиканскую инновационную программу. А когда уже придет время самого производства, то здесь помощь придет за счет частных инвестиций с предоставлением госгарантий и субсидирования процентной ставки банковского кредита. Сегодня часть элементов инновационной инфраструктуры уже создана. В начале развития студенческие бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации научных разработок, идет работа по созданию технопарка, Восточно-Сибирского инновационного научно-образовательного центра, регионального венчурного фонда. В.: Не могли бы вы более подробно рассказать о венчурном фонде? О.: Мы планируем за счет средств республиканского бюджета внести при создании этого фонда имущественный взнос в размере 100 млн руб. Затем при поддержке Минэкономразвития РФ получить софинансирование из федерального бюджета также в размере 100 млн руб. Выбранная нами управляющая компания обеспечит свою долю софинансирования, тем самым общий объем средств может составить от 400 до 800 млн руб. Средства могут быть направлены на приобретение акций, долей в уставных капиталах и облигаций российских закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства и осуществляющих деятельность в научно-технической сфере, сфере инноваций. Мы рассчитываем, что создание фонда позволит эффективно использовать потенциал научно-образовательного и технологического комплекса нашей республики, дать толчок к освоению новых конкурентоспособных наукоемких технологий. В.: Сейчас разрабатывается и обсуждается концепция Восточно-Сибирского инновационного образовательного комплекса. Какими будут его основные задачи? О.: Комплекс предусматривает интеграцию деятельности Бурятского научного центра СО РАН и четырех высших учебных заведений республики. В структуру комплекса также будут входить фонд поддержки научно-инновационной деятельности, центр содействия инновациям, ведущие учреждения среднего профобразования, чтобы решить задачу подготовки высококвалифицированных кадров. А также специализированные учебно-научные центры, обеспечивающие целевую работу с талантливой молодежью. В качестве учредителей комплекса предположительно выступят несколько сторон: органы исполнительной власти на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, вузы и Бурятский научный центр СО РАН. В перспективе Восточно-Сибирский научно-образовательный центр должен стать ядром инновационной системы республики и в результате обеспечить создание малых наукоемких предприятий. В.: Как вы оцениваете уровень внедрения современных технологий на предприятиях Улан-Удэ? О.: Наша экономика на 30% формируется рядом отраслей с ограниченными возможностями восприимчивости инноваций — это топливно-энергетический комплекс, электроэнергетика, транспортное машиностроение. Что связано в первую очередь с высокой капиталоемкостью основных фондов, большой инерционностью инвестиционного цикла, уникальностью отдельных агрегатов с большой единичной мощностью и технологической невозможностью выделения их из состава предприятия. В промышленности эта доля доходит до 70%. Однако инновационная деятельность не стала приоритетом развития компаний частного корпоративного сектора России. На мой взгляд, представленные в республике крупные компании недостаточно осуществляют поисковые НИОКР, не проводят диверсификацию в сторону высокотехнологичных быстроразвивающихся сегментов рынка. Тем не менее можно выделить 8 предприятий, которые в этом направлении преуспели. Наиболее значимыми инновациями занимаются ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» — в области внедрения новых технологий при производстве деталей летательных аппаратов, ряд предприятий пищевой промышленности — в сфере разработки новых товарных знаков. В республике есть ряд инновационных наработок, в том числе по повышению энергоэффективности, использованию солнечной энергии, в области новых технологий производства сельхозпродукции, информационных технологий, в медицине. И перед нами стоит задача максимально использовать имеющиеся у нас возможности и подготовить новые для инновационного развития республики. |