04.11.2010  Китай внесет вклад в развитие «Сколково»

   Китай может внести существенный вклад в развитие инновационного центра в «Сколково». К такому выводу пришли участники Российско-азиатского инвестиционного форума РБК, проходящего в Гонконге. Главные направления, которые будут интересовать Китай для развития: нанотехнологии, телекоммуникации и компьютеры.
   Иностранный бизнес пока не очень интересуется тем, чтобы развивать инновационные технологии в России. Доля частного капитала в этом сегменте всего 35 процентов. Постоянные вложения поступают от государства. Расходы на инновации из федерального бюджета увеличились с 8,8 в 2005 году до 11 процентов в этом. Отдача в таких условиях не очень высока, власти ожидают, что темпы экономического роста благодаря инновациям будут не выше четырех процентов. Иностранные инвесторы, которые обладают деньгами и технологиями, могли бы изменить ситуацию, говорит управляющий партнер компании «Евразия» Сергей Мэн:
   «В данном случае не идет разговор о том, пустит ли Россия Китай. Россия пустит высокотехнологичные деньги. Не важно, откуда они зайдут: из Китая, из Лондона. Ведь в таком случае эти деньги не привезут с собой два эшелона китайских работников в Москву, это просто деньги. Это просто инвестиции, технологии, это возможность в дальнейшем развиваться, чтобы получать большие дивиденды».
   Иностранные деньги, могли бы отчасти изменить и отношение российского бизнеса к подобным вложениям. Однако любые вложения должны быть оправданы, изобретаемые технологии могут быть фантастическими, волшебными, но совершенно не нужными потребителю. Стоит свериться с потребностями целевой аудитории, говорит первый вице-президент ГК «В-Лазер» Сергей Митрофанов:
   «Инновация не предполагает даже изобретения. Инновация — это комбинация всем известных феноменов, позволяющая достичь синкретического эффекта, позволяющая ускорить возврат на инвестиции. Вот изобретение контейнера. Что такого высокотехнологичного в контейнере? До изобретения контейнера грузы можно было собирать только в порту, а теперь их можно собирать в каждом дворе. Ящики двигать и на контейнерных терминах обрабатывать».
   Китайские компании, к примеру, выделяют четкие этапы коммерциализации технологий: обоснование концепции, образец, готовый к производству продукт, выпуск продукт для потребителей. Важно еще соблюдать предосторожность, говорит референт департамента долгосрочного финансового планирования Минфина Андрей Уклонский:
   «Сейчас самое важное, чтобы заработал этот механизм, чтобы обеспечить связку науки с бизнесом, чтобы мы не только изобретали, и этими изобретениями кто-то пользовался, внедрял на Западе, а чтобы мы сами могли коммерциализировать, чтобы бизнес был заинтересован в этом».
   Пока Россия продает из высокотехнологичных товаров только ядерные реакторы, космические аппараты, оружие и боеприпасы.