18.11.2010 Создание инновационных МП при вузах: проблемы и решения 17 ноября начала работу трехдневная Всероссийская конференция с элементами научной школы для молодежи «Создание малых инновационных компаний в учреждениях образования и науки». Пленарное заседание было посвящено обсуждению темы «Инновационная экономика и высшие учебные заведения». Как отметил председатель Координационного совета НП «Национальное агентство технологической поддержки предпринимательства «Интех» Вениамин Каганов, при вступлении в силу ФЗ № 217, дающего возможность создавать инновационные предприятия при вузах, появились новые возможности для масштабной господдержки малых инновационных предприятий. Но вместе с тем реализация закона выявила ряд проблем. В частности, количество созданных малых предприятий при вузах все чаще стало рассматриваться как один из основных показателей их активности и успешности. Однако общеизвестно, что количество и качество не одно и то же. Именно поэтому основная цель конференции – повышение уровня квалификации, взаимодействия и информированности научных и научно-педагогических кадров, представителей предпринимательского и инновационных секторов экономики об исследованиях и разработках, реализуемых в ходе создания малых инновационных предприятий при вузах и научных институтах. Заместитель директора департамента государственной научно-технической политики и инноваций Министерства образования и науки Российской Федерации Александр Суворинов сообщил, что основы инновационной политики на уровне государства были заложены еще в конце 90-х годов. Однако масштабно этот вопрос стал рассматриваться с 2006 года, когда была принята Стратегия развития инноваций в РФ. Он пояснил, что в целом государственная инновационная политика представляет собой комбинацию из благоприятного инновационного климата, стимулирования спроса промышленности на результаты научно-технической деятельности и создания более эффективного режима защиты прав интеллектуальной собственности. А. Суворинов подчеркнул, что объектами инновационного рынка являются не только товары и услуги, но и права (интеллектуальная собственность). Он сообщил, что более 2 млрд рублей выделяет государство на выполнение тематических планов научных исследований в вузах. Государство «оплачивает» научные разработки, но не обладает правами на интеллектуальную собственность, так как «в реестр результатов ничего не попадает». Между тем оформление патентов на интеллектуальную собственность дало бы толчок для работы рыночных механизмов, так как патент можно использовать в качестве залога. Представитель Минобра отметил, что в целях повышения правовой культуры в сфере охраны и использования объектов интеллектуальной собственности организован учет и ведение реестра результатов научно-технической деятельности, где зарегистрировано более 5300 объектов интеллектуальной собственности, созданных за бюджетные средства. По словам А. Суворинова, сегодня очень важно вести разъяснительную работу в вузах о том, как работать с реестром. Ректор Петрозаводского государственного университета Анатолий Воронин поделился положительным опытом создания малых предприятий при вузе. По его словам, университет не гнался за количеством малых предприятий. Поэтому в начале 2010 года на базе IT-парка университета было создано всего три предприятия. Главное, что они действующие, их разработки востребованы промышленностью. В частности, компания, поставляющая продукцию для производителей оборудования в сфере производства бумаги, уже заработала более 3 млн рублей. Сам IT-парк, по его словам, был создан не только как фабрика по производству новых технологий, но и как площадка для генерации новых идей. Заказчиками IT-парка выступают ряд промышленных предприятий, для которых разрабатываются IT- системы, бизнес-планы, оборудование и современные технологии. А. Воронин отметил, что университет все больше зарабатывает не на оказании платных образовательных услуг, а на НИОКР. Это, по его словам, очень важный поворот в жизни университета. Свое выступление директор департамента образовательных программ РОСНАНО Елена Соболева посвятила проблемам подготовки инновационных кадров. Среди положительных тенденций она отметила, что за последние 7 лет повысился уровень государственной поддержки. Государство стало вкладывать больше средств в систему образования – до 4% ВВП, заработали ФЦП, направленные на приоритетные направления науки и технологий. Изменилась и политика работодателей, которые все большее внимание обращают не на наличие диплома, а на диплом, полученный в вузе с хорошей репутацией. Однако есть и проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем подготовки технических специалистов в вузах. Кроме того, итоги вступительных экзаменов 2010 года показали, что 35% поступивших в технические университеты – школьные двоечники и троечники. А вот отличники по-прежнему поступают учиться на юристов и менеджеров – ни одного процента выпускников с высоким баллом ЕГЭ нет в авиа- и ракетостроительных вузах, и лишь не более 4% поступили в вузы, имеющие отношение к электронной промышленности. Связано это с тем, что спрос на образование все еще формируется родителями абитуриентов, а не работодателями. Касаясь проблем подготовки в вузах, Е. Соболева отметила, что образовательные программы консервативны, в них превалирует научный «фундаментализм» и они не разворачиваются в строну практических компетенций будущих «технарей». И самое печальное, что техническое образование не сопровождается подготовкой в области развития инструментов инновационной экономики. Тем не менее очень важно, что работодатели все более активно сотрудничают с вузами и научными институтами, правда, уже в области переподготовки кадров. 83% российских работодателей имеют статью расходов на переподготовку. ИА "Альянс Медиа" |