14.03.2011  Необходимо поддерживать инновационные проекты регионов

   В рамках государственных программ поддержки малого бизнеса с 2005 года реализовывалась программа развития региональных венчурных фондов, однако эффективность работы таких фондов очень разная. В связи с этим Минэкономразвития РФ совместно с Российской венчурной компанией (РВК) готовятся поменять принцип работы региональных венчурных фондов, «чтобы они стали тем инструментом, который на уровне регионов поддерживает инновационные проекты». Об этом заявила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина на совещании по совершенствованию инструментов инновационного развития в регионах.
   Отметив, что в РФ уже сложилось определённое разделение сфер ответственности между федеральным центром и регионами по поддержке инноваций, Э.Набиуллина сообщила, что эта поддержка ведется по двум основным направлениям. Первое – это создание собственно инновационной инфраструктуры: особые экономические зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы. Второе – это поддержка инновационных проектов через институты развития, такие как «Роснано», Российская венчурная компания, ВЭБ, через софинансирование программ федеральных, научно-исследовательских университетов.
   «В последние годы мы серьёзно начали заниматься поддержкой этой инфраструктуры, в том числе в рамках софинансирования зон, технопарков. Также в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса мы поддерживаем региональные инициативы кластерного развития, создания центров дизайна, прототипирования», - цитирует слова главы МЭР пресс-служба правительства.
   По ее словам, пока влияние таких инновационных зон на экономическое развитие незначителен, что объясняется малыми масштабами созданной инновационной инфраструктуры. Опыт других стран показывает, что для того чтобы ОЭЗ действительно системно заработали, нужно как минимум 10–15 лет.
   Говоря о проблемах, выявившихся в процессе создания инновационных зон, Э.Набиуллина отметила, что в выборе площадок и расчёте затрат на создание особых экономических зон не учитывались все расходы на обеспечение внешней инфраструктуры, и сейчас многие зоны столкнулись с недостатком этой инфраструктуры. «На наш взгляд, нужно прежде всего в приоритетном порядке через все ФЦП и федеральные адресные инвестиционные проекты финансировать ту инфраструктуру, которая нужна для зон, иначе мы не получим системного эффекта», - заявила министр.
   Во-вторых, по ее словам, была недооценена роль местных властей в реализации проекта. «Централизация разрешительных функций привела иногда не к сокращению, а к увеличению издержек резидентов, - признала Э.Набиуллина. - Была создана многоступенчатая структура управления, сложные избыточные таможенные процедуры». Также отсутствует возможность получать статус резидента ОЭЗ для тех компаний, которые оказывают интеллектуальные и сервисные услуги уже существующим резидентам. Кроме того, была недооценена и проблема обеспечения жильём и социальной инфраструктурой.
   Э.Набиуллина отметила, что лишь недавно была решена проблема, связанная с невозможностью в технико-внедренческих зонах осуществлять серийное производство продукции, здесь разработанной. «То есть, если резиденты разработали здесь продукцию, им нужно искать площадки, нужно искать инфраструктуру, для того чтобы внедрять это производство на практике. Эту задачу решили недавно: внесены изменения в законодательство, которые позволяют такие проекты развивать», - рассказала она.
   Также была упрощена система управления зонами. Часть полномочий была передана на места, в регионы. Кроме того, в законодательстве появилась возможность упрощённого использования прилегающих к зонам территорий для жилищного строительства в интересах резидента.
   Ведётся работа с Федеральной таможенной службой по упрощению таможенных процедур. «На наш взгляд, можно было бы упростить и требования к таможенной инфраструктуре, которые существуют в зонах, потому что пока нет достаточно большого числа резидентов, - отметила Э.Набиуллина. - Такое создание дорогостоящей инфраструктуры не очень выгодно, и, на наш взгляд, можно было бы предусмотреть возможность на стадии старта проектов, чтобы растаможивание продукции, прежде всего оборудования, было в других пунктах пропуска».
   ОЭЗ должны перестать быть точечным механизмом, им необходимо выйти на тот уровень развития, который оказывал бы влияние и на темпы роста, и на структуру развития экономики, считает Э.Набиулина.
   Этот процесс, по ее мнению, должен идти в двух ключевых направлениях. Во-первых, необходимо активно привлекать профессиональные управляющие компании, в том числе иностранные, к управлению зонами. Во-вторых, следует создавать сети региональных особых экономических зон, в том числе без участия средств федерального бюджета. На такие мелкие региональные зоны можно было бы распространить все льготы и преференции, разработанные для ОЭЗ на федеральном уровне. Это, считает Э.Набиуллина, дало бы толчок развитию таких зон.
   Остановившись подробнее на поддержке технопарков, глава Минэкономразвития отметила, что технопарки, как инструмент, дополняют технико-внедренческие зоны и занимают другую нишу в части поддержки инновационного бизнеса. Это одно или несколько зданий с арендованными площадями, которое создаётся на уже существующей транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуре. «Сейчас существует, по оценкам МЭР, около 60 технопарков: часть из них создаётся в рамках специальной программы «Создание технопарков в сфере высоких технологий» – это чуть больше 10; 3 технопарка – в рамках программы поддержки малого бизнеса, остальные создаются по инициативе регионов», - рассказала министр.
   По ее мнению, наиболее перспективное направление – именно создание региональных технопарков. Для этого нужны типовые схемы управления технопарками, а также инструменты федеральной поддержки технопарков, созданных за счёт регионов. Возможно, считает она, стоит подумать о том, чтобы на технопарки распространить часть льгот, предусмотренных для особых экономических зон.
   Что касается наукоградов, которых сейчас насчитывается 13, то здесь исторически, еще в советское время, была создана среда, которую сейчас называют инновационной: комфортные условия проживания, насыщенная культурная жизнь, возможность получения образования, сочетание науки и высокотехнологичного производства. Сейчас в наукоградах работает более 1 млн человек. «По сути дела, это такая интеллектуальная элита, и у нас есть возможность и шансы использовать тот потенциал, который есть в наукоградах для развития инновационной экономики», - считает министр.
   Однако, по ее мнению, государство недостаточно поддерживает наукограды. «У нас 600 млн рублей тратится на 13 наукоградов, поэтому если посчитать, сколько приходится на один наукоград, то это совсем небольшие суммы», - отметила она. По ее словам, здесь есть реальная альтернатива: либо сохранить для наукоградов почётное звание без особой финансовой поддержки, либо ужесточить критерии к отнесению к наукоградам и наполнить статус наукоградов реальной поддержкой, которая позволила бы им развивать необходимую городскую и инновационную инфраструктуру.
   Источники финансирования для оказания такой инфраструктурной поддержки необходимо дополнительно прорабатывать. Можно привлекать средства институтов развития, таких как ВЭБ и Инвестфонд. «На наш взгляд, есть смысл обсудить в качестве дополнительного критерия поддержки таких городов создаваемый Фонд экономического стимулирования регионов, - отметила Э.Набиуллина. - Учитывая бюджетные ограничения, нужно было бы реструктурировать те ресурсы, которые у нас есть, для того чтобы приоритетным образом поддержать эти наукограды».
   Она также напомнила, что, кроме наукоградов, есть и другие инструменты поддержки инноваций в регионах - например, центры кластерного развития. «В 10 регионах объём поддержки пока не очень большой (227 млн рублей), но это проекты, которые начали создаваться», - отметила министр.
   Дополнительная поддержка действий региональных властей может быть оказана в рамках институтов развития, считает Э.Набиуллина. В 2010 году такие институты развития как «Роснано», РВК, ВЭБ, заключили соглашения о координации своей деятельности. Данное соглашение получило название инновационного лифта, который позволяет в зависимости от стадии проекта вести проект и не прерывать его финансирования с самого начала, с появления идеи, до выхода на рынки капитала.Из проектов технико-внедренческих зон уже 22 проекта профинансировано «Роснано».
   «Я бы хотела ещё раз обратить внимание на очень важную тему, которую стоит дополнительно проработать, - сказала Э.Набиуллина.- Это механизмы стимулирования инновационного развития регионов – и через Фонд экономического стимулирования регионов, и через большую приоритезацию наших федерально-целевых программ на поддержку таких регионов».
   Она напомнила, что, хотя на федеральном уровне нет методики отбора инновационных регионов и критериев отнесения того или иного региона к инновационным, по инициативе «снизу» уже создана Ассоциация инновационных регионов, члены которой обсуждают положительный опыт, обмениваются наработками. «Мне кажется, можно было бы базироваться на их деятельности, для того чтобы их поддержать», - заключила министр.