15.05.2011 Как государство становится электронным 11 мая на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи России глава этого ведомства Игорь Щеголев рассказал о работе по созданию системы межведомственного документооборота. «С 1 июля ведомства не имеют права запрашивать справки у гражданина, но должны собирать эти справки сами. Такая мера стала возможной только благодаря созданию системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)», - сообщил министр. Глава Минкомсвязи пояснил, что чиновники не смогут более требовать у гражданина документ, если он есть в базе данных другого ведомства. Им придется самостоятельно связываться с коллегами и запрашивать необходимую информацию через упомянутую систему, госзаказчиком и оператором которой является Минкомсвязь. Сейчас федеральные ведомства активно подключаются к системе взаимодействия. В регионах «Ростелеком» устанавливает региональные сегменты СМЭВ и предлагает регионам помощь по переводу услуг в электронный вид в рамках государственно-частного партнерства. Утвержден перечень из 264 документов, которые при обращении гражданина за различными государственными услугами госорганы будут запрашивать друг у друга самостоятельно. Перечень стал итогом тщательного анализа опыта предоставления госуслуг в электронном виде, который провела межведомственная рабочая группа при Минкомсвязи. «Предстоит определить форму ответственности чиновников в случае, если человек заполняет анкету на портале госуслуг, а потом, приходя в госорган, слышит, что заполнил её неправильно», - подчеркнул министр. По данным, которые привел Игорь Щёголев, сейчас к системе подключены 25 федеральных органов исполнительной власти, 1 внебюджетный фонд, 7 регионов и 2 банка. Общее количество переданных через систему взаимодействия электронных сообщений с начала ее использования на сегодняшний день превышает 1,75 миллиона. На 2011 год запланированы работы по развитию СМЭВ. В первую очередь будет создана подсистема контроля и мониторинга функционирования инфраструктуры электронного правительства. Она обеспечит юридическую значимость информационного взаимодействия и подтверждение фактов оказания (неоказания) государственных услуг в электронном виде. В 2011 году Министерство введет в эксплуатацию единую систему идентификации и аутентификации электронного правительства на основе системы доверия удостоверяющих центров, обеспечивающих выдачу ключей электронной подписи. В точках продаж операторов связи будет организована выдача гражданам защищенных флэшек с электронными подписями, а на едином портале госуслуг программное обеспечение для их использования отныне станет бесплатным. «Систем такого территориально распределенного масштаба никто не строил до нас не только в России, но и, пожалуй, нигде в мире. Нечто похожее создавалось только когда строили сеть Интернет», - отметил Игорь Щёголев. В своем докладе Игорь Щёголев подвел итоги запуска единого портала госуслуг. «Вещь действительно полезная, существенно экономит время людей, наносит удар по очередям и взяточникам, незаконно требующим лишние бумажки», - цитирует слова министра пресс-служба Минкомсвязи. И.Щеголев подчеркнул, что разработчики попытались сделать портал максимально удобным, чтобы любой человек мог быстро найти интересующую его услугу, быстро скачать информацию, отсканировать документ, распечатать, оплатить. Сегодня на портале опубликованы сведения о 15 116 государственных и муниципальных услугах. Из них 663 предоставляются федеральными органами власти. Остальные позиции – услуги органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Для удобства пользователей сведения группируются по жизненным ситуациям. Например, болезнь, потеря работы или выход на пенсию. Или по ведомствам, которые желаемую услугу оказывают. «Бывают услуги, которые в принципе невозможно предоставить гражданину в онлайне. Поэтому людям полезно знать точные адреса, по которым предоставляются госуслуги – их на портале около 60 тысяч», - отметил министр. «Поначалу были опасения, что портал останется информационно-справочной витриной, - признал глава Минкомсвязи. - Сомнения развеяны статистикой: более полумиллиона граждан уже активировали личный кабинет на портале». Всего с момента открытия портала отмечено 72,5 млн обращений пользователей. За последние двенадцать месяцев зафиксировано более 1 400 000 заявлений в органы власти. Игорь Щёголев рассказал, какие услуги наиболее востребованы среди зарегистрированных пользователей. Это получение информации о штрафах в сфере безопасности движения – более 400 тысяч заявлений. Примерно столько же запросов о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде. 300 тысяч граждан обратились с заявлением о получении загранпаспорта. Немногим менее 60 тысяч человек, то есть примерно 5 тысяч граждан ежемесячно, интересуются библиографической информацией из государственных библиотечных фондов. Многие обращаются за выписками из федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. 10 тысяч граждан подали через портал налоговые декларации. Примерно столько же обратились с заявлениями о постановке на учет транспортных средств. «Однако сам по себе портал – ничто, если не дать гражданам широкий выбор средств доступа к нему», - убежден Игорь Щёголев. Специально для тех граждан, у которых нет выхода в интернет, созданы инфоматы – устройства, с помощью которых можно получить доступ к порталу. «Эти умные устройства должны выйти на улицы, занять место рядом с обычными терминалами по оплате услуг, к которым люди привыкли. Должны появиться в почтовых отделениях, спуститься в городскую подземку, наконец», - считает глава Минкомсвязи. Сейчас уже установлено 500 инфоматов в нескольких крупных городах. Устройство оснащено системой приема пластиковых карт, а также принтером и сканером. Чтобы гражданин мог на месте распечатать бланк или создать электронную копию своей справки - для немедленной отправки в нужное ведомство прямо с инфомата. Интерфейс инфомата сделан так, что им удобно пользоваться и старшему поколению. Большие кнопки, яркий экран, возможность связаться с оператором – это облегчает доступ к госуслугам людям самого разного и возраста и уровня компьютерной грамотности. Игорь Щёголев сообщил, что ведется работа над тем, чтобы граждане могли заходить на портал с мобильного телефона или при помощи приставки для приема цифрового телевидения. Глава Минкомсвязи также подчеркнул, что один из приоритетов работы министерства - поддержка свободного программного обеспечения. «Мы обеспечили приоритет программ на открытом коде при выборе ПО, закупаемого для органов государственной власти и государственных предприятий», - отметил министр. Игорь Щёголев сформулировал основные принципы регулятора в этой области: взаимозаменяемость поставщиков услуг, программных и аппаратных платформ, приоритет обучения госслужащих работе с СПО, создание репозитория программ. «Государство экономит, потому что эти продукты можно будет использовать во всей система государственных информационных ресурсов без ограничений по срокам и по числу копий. К тому же ликвидируется зависимость от одного разработчика ПО, а это – поможет обеспечить технологический и экономический суверенитет Российской Федерации в области информационных технологий», - убежден министр. ИА "Альянс Медиа" |