10.03.2005 РАВИ исследует российский рынок прямых и венчурных инвестиций Российская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования подготовила аналитический отчёт о масштабах и характере событий, происходивших на российском рынке прямых и венчурных инвестиций за последние десять лет - "Обзор российского рынка прямых и венчурных инвестиций 1994-2004". Несмотря на многие очевидные трудности, связанные с переходным периодом российской экономики в целом и ранней стадией существования подобного инвестиционного инструмента в частности, общие тенденции формирования российского рынка прямых инвестиций говорят о том, что в России венчурные инвесторы оказывают всё большее влияние на темпы и качество развития малого и среднего бизнеса. Выйдя на уровень 3,1 млрд долларов (этой цифре равна общая капитализация действующих на территории России фондов), венчурные инвесторы за этот период вложили свыше 2,4 млрд долларов в 353 российские компании. Сообщество прямых и венчурных инвесторов в России становится всё более профессиональным и диверсифицированным. На рынке представлены фонды с капитализацией от 4 до 400 млн долларов, управляющие команды которых с количеством сотрудников от 3 до 30 человек состоят из высококлассных специалистов, имеющих большой опыт работы на международных рынках. Сами управляющие компании зарегистрированы как в России, так и за рубежом (причём количество управляющих компаний с российской «пропиской» постепенно увеличивается). Также растут объёмы средств, поступающие в фонды из российских источников. Эта ситуация отражает выполнение одного из важнейших условий, о котором так много говорят зарубежные финансисты: пока на российский рынок не начнут поступать российские деньги, частные иностранные инвесторы также не станут спешить с принятием решений инвестировать в России. Исследование показало, что 26% от всех средств, привлечённых в новые фонды в период с 1999 по 2004 годы, поступило из российских источников. За предыдущие 5 лет этот показатель находился на уровне 3%. В обзоре представлены данные по 64 фондам. Не все управляющие компании ответили на приглашение принять участие в исследовании. Из 37 разосланных анкет 20 вернулись заполненными. Информация в этих анкетах представлена по 35 фондам с общей капитализацией 2,2 млрд долларов. В дополнение к первичным сведениям, полученным в результате анкетирования, использовались данные из открытых источников, информация с Интернет сайтов и из годовых отчётов управляющих ком-паний, а также результаты телефонных интервью и личных встреч с представителями фондов, профессионалами и экспертами данного рынка. Подобный подход по чистоте и полноте первичных данных отличает это исследование от аналогичных обзоров коллег из национальных ассоциаций других стран, однако не делает его менее значимым для оценки общих тенденций развития данного сегмента финансового рынка экономики России. По аналогии с подобными обзорами, в которых обычно рассматриваются данные двух смежных периодов времени (как правило, послед-него и предпоследнего годов), и оставаясь в заданном десятилетнем диапазоне, информация естественным образом была разделена на две пятилетки, границей которых явился кризис 98-го года. Соответственно обоснованием многих аналитических выводов по данным этого исследования послужили, в том числе, и фундаментальные преобразования, произошедшие в российской экономике после августовского кризиса. Данные о распределении инвестиций по отраслям, стадиям инвес-тирования и федеральным округам представлены только по параметру денежного выражения. Распределение по количеству компаний проанализировать не удалось ввиду недостаточности информации по каждой инвестиции в отдельности: некоторые фонды предоставляли информацию уже в обобщённом (агрегированном) виде. Дополнительную сложность также представлял сбор и анализ данных по выходам фондов из профинансированных компаний. Ссылаясь на требования партнёров-инвесторов фондов или покупателей портфельных компаний о неразглашении информации, управляющие большинства фондов отказывались предоставлять даже примерные данные по объёмам выходов и способам их реализации. Поэтому информация этого раздела представлена только по способам «выходов» в виде обобщающего изложения, основанного на материалах открытых источников и результатах бесед со специалистами и экспертами венчурного рынка, а также с учётом планов управляющих компаний по сбору новых фондов. Помимо общей статистики по количеству и капитализации фондов, источникам капитала, распределению инвестиций и «выходам» в отчете представлены результаты опроса управляющих фондов по различным аспектам функционирования и будущего развития данного рынка в России. Авторов интересовали, в частности, такие темы, как особенности маркетинга фондов и наиболее часто используемые источники получения заявок-проектов, минимальный процент владения портфельными компаниями или природа основных трудностей при работе с ними. Ответы оказались в основном предсказуемыми (так, например, главная причина отрицательного результата переговоров - разногласия по оценке стоимости компаний, а основной источник проектов -личные рекомендации). Однако появилась возможность выразить структурированное мнение венчурного сообщества по вопросу разработки методов государственного стимулирования развития системы венчурного инвестирования в России. В заключительный раздел сборника вошли результаты опроса представителей малых и средних инновационных компаний. Была выявлена степень информированности предпринимателей и исследователей о возможностях рынка венчурных инвестиций и условия, на которых возможно конструктивное сотрудничество. Опрос показал, что разработчики ещё не готовы сотрудничать с венчурными фондами. Например, 87% предпринимателей, заинтересованных в привлечении инвестиций, не обращались в венчурные фонды (или не знают, что это такое), и только 9% и 3,5% респондентов в случае получения инвестиций готовы отдать пакет акций свыше блокирующего или свыше контрольного соответственно. Таким образом, РАВИ делает очередной шаг на пути преобразования из клуба энтузиастов-единомышленников в представительный орган профессионалов сферы прямых инвестиций. Появление данного обзора завершает затянувшийся период информационного «вакуума», о котором достаточно много говорилось в самых разных кругах и на самых различных уровнях. Несомненно, что предоставление общественности полной и своевременной информации о деятельности венчурных фондов станет дополнительным стимулом в развитии индустрии прямых и венчурных инвестиций в России. (Продолжение следует.) |