19.10.2011  А. Захаров: без развития инновационной науки невозможна модернизация

   Накануне выборов руководство страны особенно чутко реагирует на запросы и пожелания общественности. Деловое сообщество, руководство Торгово-промышленной палаты использует все возможности, чтобы донести свое понимание приоритетов развития экономики. Этому посвящен, в частности, проходящий в эти дни в Центре международной торговли Национальный конгресс «Модернизация экономики России: приоритеты развития».
   О том, какие проблемы стоят на пути инновационного развития российской экономики, в интервью корреспонденту ТПП-Информ рассказал вице-президент ТПП РФ Александр Захаров.
   – Александр Владимирович, почему Палата придает такое значение Национальному конгрессу? – Сейчас формируется повестка дня для всей страны. Разрабатывается «Стратегия-2020» при участии государства и бизнеса, экспертного сообщества и всех, кто заинтересован в процветании России. В этой ситуации Национальный конгресс – это как раз один из этапов работы российского общества по выработке повестки дня – 2020. Понятно, что модернизация – не какой-то красивый лозунг, модернизация – это императив развития нашей страны. И если мы говорим, что бизнес должен стать драйвером, основной движущей силой технологического обновления, то и позиция бизнеса по ключевым вопросам развития выходит на первый план. Деловое сообщество должно четко артикулировать те проблемы, которые мешают «потеплению» инвестиционного климата, мешают работе предпринимателей, а значит и модернизации.
   Поскольку этих проблем немало, то и работа конгресса организована соответствующим образом. За два дня пройдут 12 тематических секций, по итогам которых состоится пленарное заседание, целью которого является принятие резолюции с предложениями бизнеса в повестку дня – 2020. Тем очень много: и налоговая политика, и система образования, в том числе концепции профессионального образования, вопросы формирования государственной тарифной политики, в которой сейчас отсутствует взвешенный единый подход, и это тормозит развитие и бизнеса, и экономики в целом. Рост цен ощутим на всех уровнях – от крупного бизнеса до простого жителя страны.
   Итогом работы конгресса станет не просто резолюция. Это будут предложения в стратегию развития России на ближайшее десятилетие, и они, безусловно, дойдут до руководства страны.
   – Как решить проблему инвестиций в науку, которая и занимается разработкой инноваций. Как привлечь, например, банки к финансированию научных проектов? – Прежде чем говорить об участии банков в финансировании науки, нужно решить вопрос законодательного обеспечения инновационного процесса в целом. До сих пор не принят закон «Об инновационной деятельности», есть также ряд актов, принятых на региональном уровне, которые до сих пор не могут пробиться на федеральный, да и часто попросту противоречат друг другу. По оценке экспертов, для создания нормативной базы модернизации придется внести изменения более чем в 100 законодательных актов.
   Сейчас происходит становление инфраструктуры венчурного финансирования. За последние годы были созданы институты развития, такие как Российская венчурная компания, Фонд «Сколково» и «Роснано» и целый ряд других институтов. Уже сегодня должны решаться вопросы в рамках создаваемой инфраструктуры, которые всегда возникают при становлении новой системы. Участие банков в венчурном финансировании – это особая большая тема, которой занимаются, как правило, специализированные институты. Наука – это особенно рискованная область вложения капитала, это также особые участники рынка и особая инфраструктура. И пока отсутствует законодательная база, надеяться, что банки станут рисковать своими капиталами и вложениями своих вкладчиков, было бы слишком преждевременно. Финансисты должны понять механизмы участия в поддержке инновационных предприятий, скажем, как банки могли бы страховать риски.
   – Сколько лет может занять этот путь? – Вопрос этот, конечно, следовало бы адресовать будущему правительству и законодателям. Но если говорить о сроках, то все зависит от политической воли. Есть печальные примеры, когда закон не могут принять годами. Один из таких документов – уже упомянутый законопроект «Об инновационном развитии». Но есть и примеры противоположные: в ситуации кризиса акты об изменении к действующим законам принимались в трех чтениях если не в течение недель, то буквально за несколько месяцев. Тогда этого требовала ситуация, и необходимость действовать в кратчайшие сроки понимали все участники процесса. Об этом мы можем судить по тому, насколько успешно Россия преодолела кризисную фазу.
   Таким образом, изменения в законодательство для создания правового поля в интересах инновационного развития реально осуществить и в течение года, но он может растянуться и на несколько лет. Все зависит от того, поставит ли правительство эту задачу в число своих приоритетов и поддержат ли его в этом законодатели. Бизнес-сообщество в лице Торгово-промышленной палаты России будет активно заниматься этим вопросом, представив его одним из главных пунктов повестки дня. Ведь без развития инновационной науки невозможна модернизация.