14.06.2005  В Госдуме состоялось заседание Экспертного Совета по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности

   В пятницу, 10 июня, состоялось заседание Экспертного совета по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности при Комитете Госдумы по образованию и науке. Среди вопросов повестки заседания - обсуждение Концепции Федерального закона «Об инновационной деятельности», моделей инновационного развития, проекта ФЗ «Об особых экономических зонах» и др.
   Открывая встречу, председатель Экспертного Совета Сергей Колесников сообщил, что подписано распоряжение руководителя Администрации Президента РФ Д.Медведева о создании специальной рабочей группы "по продвижению идеи инновационного развития РФ", в которую вошли ряд членов Экспертного Совета при Госдуме.
   «Решения нашего совета будут передаваться в эту рабочую группу», - подчеркнул он.
   С докладом о моделях инновационного развития в разных странах мира выступил Юрий Пимошенко. По его словам, для создания новой инновационной системы в РФ, «нужно действовать, не огладываясь на существующие структуры, ломая стереотипы, необходима технологическая революция в стране». «Инновационное развитие - это комплексная задача, которая требует объединения усилий не только профессионалов, но и всего народа», - сказал он. Ю. Пимошенко также заметил, что моделей инновационного развития в мире достаточно много, например, в странах СНГ создаются свои инновационные модели, и некоторые из бывших республик СССР «далеко ушли вперед, особенно Казахстан, Белоруссия и др.».
   По его словам, по классификации ООН существуют страны трех типов экономик: сырьевой, технологической и инновационной. Стоимость продукции в этих экономиках разная: сырьевая – 100 долларов за 1 кг, технологическая – до 20 тысяч долларов, инновационная (производство космической техники, высокоточного оружия) – до 1 млн долларов. Все существующие модели инновационной экономики в мире объединяют общие принципы: бережное отношение к новым идеям (система выявления, поддержки), пропатентная политика, недопущение утечки информации из страны, сбор научно-технической информации по всему миру и, насколько возможно, её практическое применение. Среди наиболее успешных моделей инновационного развития Ю.Пимошенко назвал американскую, основанную на большом количестве законов. Начиная с 1980 года в США принято более 30 законов, направленных на инновационное развитие, создана инфраструктура - национальный центр передачи технологий, региональные центры, офисы исследований и применения технологий, ассоциация федеральных лабораторий передачи технологий. «Вся страна покрыта сетью центров и лабораторий по передаче технологий, приняты федеральные программы: перспективных технологий, знаний и технологий двойного назначения, инновационных исследований малых фирм, передачи технологий малым фирмам, разработаны соответствующие механизмы», - подчеркнул он.
   По словам Ю.Пимошенко, модель инновационного развития в Японии основана на национальной идее - «превращение в нацию, основанную на интеллектуальной собственности», когда вся политика, осуществляемая органами власти, уделяет первостепенное внимание изобретениям, творчеству и производству нематериальных активов. В 2002 г. в Японии был принят основной закон по интеллектуальной собственности, в соответствии с ним создана штаб-квартира по выработке политики в области интеллектуальной собственности.
   В России, по мнению Ю.Пимошенко, в отличие от развитых стран мира налицо кризис инновационного мышления – «много разговоров, потрачено много денег, создано много программ, документов, но результат незначительный, так как внедренческий кризис продолжается со времен «перестройки», налицо также инвестиционный застой, практически дезорганизована система изобретательства, разрушена система управления качеством.
   Говоря о перспективах инновационного развития, которые возможны для России, Ю.Пимошенко предложил рассмотреть возможность использования модели «производства интеллектуальных продуктов, так как по производству материальных продуктов РФ не сможет выйти на первые рубежи».
   В ходе обсуждения правового обеспечения инновационного развития страны члены совета поделились своим мнением по поводу проекта закона «Об особых экономических зонах РФ». По мнению С.Колесникова, закон нуждается в доработке, «он коррупционен, но сейчас трудно найти законы, которые не несут лоббистской направленности». Депутат предложил членам совета в двухнедельный срок направить свои предложения по внесению изменений в законопроект.
   С докладом, посвященным концепции ФЗ «Об инновационной деятельности» выступил Евгений Наумов. По его словам, концепция закона – важнейший вопрос, который пока не встречает понимания в Правительстве РФ и в Администрации Президента РФ, и есть мнение, что отдельного закона по этому вопросу не нужно, а необходимо систематизировать порядка 11-12 законов, внести в них поправки. В настоящее время, сообщил Е.Наумов, во многих странах СНГ, а также в отдельных субъектах РФ приняты законопроекты «Об инновационной деятельности», но они разноплановые. Он заметил, что данная концепция предусматривает гармонизирует законодательство, устраняет пробелы в правоприменительной практике, стимулирует развитие инновационного предпринимательства, регулирует отношения права использования интеллектуальной собственности и результатов научной деятельности и т.д. «В качестве основной идеи в концепции предлагается совершенствование и гармонизация законодательства в сфере регулирования инновационной деятельности путем принятия Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ модельного закона «Об инновационной деятельности», - сказал Е.Наумов. По его словам, основной целью предлагаемого для обсуждения законопроекта является стимулирование инновационной деятельности и регулирование отношений, связанных с введением в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и технологических нововведений, обеспечение правовой защиты использования результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности, включая обеспечения прав государства и организаций-разработчиков на объекты интеллектуальной собственности и др.
   На заседании Экспертного совета также обсуждались вопросы статистического учета инновационной деятельности в России, проанализированы федеральные законы, направленные на интеграцию науки и образования.
   В итоге заседания были одобрены рекомендации по всем вопросам, а также принято решение пригласить на следующее заседание представителей Министерства образования и науки РФ. Как заметил С.Колесников, «для того чтобы получить системное представление о тех инструментах , которые министерство предлагает внедрить для стимулирования инновационной деятельности». Он также сообщил, что по предложению Комитета по науке и технологиям Мосгордумы на следующем заседании Экспертного Совета будет рассматриваться вопрос практического применения регионального законодательства для развития инновационной деятельности, которое может стать основой федерального закона.