15.06.2005  Марсианская станция приземлилась в Ле Бурже

   
   Российские истребители вновь поднимутся в небо Ле Бурже, где в понедельник открылся 46-й Международный авиационно-космический салон. Последние четыре года "МиГ" и "Сухой" не рисковали отправлять в Париж свою технику из-за возможного ареста по иску швейцарской фирмы Noga. Российская экспозиция демонстрирует в основном космические проекты и модернизированную военную технику. Единственный гражданский проект, представленный Россией пока в виде макета, - региональный самолет RRJ, который должен заменить устаревшие Ту-134.
   Открывшийся в понедельник в 46-й раз авиасалон Paris Air Show 2005 в Ле Бурже собрал 1900 участников из 44 стран. Два года назад интерес к выставке был слабее из-за охлаждения отношений между Францией и США. На этот раз американская экспозиция одна из крупнейших. Но хитом салона обещают стать демонстрационные полеты крупнейшего гражданского авиалайнера европейского концерна Airbus - А380. Для европейцев эта выставка является и площадкой для заключения контрактов. Уже в первый день работы салона корпорация подписала протокол о намерениях с катарской авиакомпанией на поставку 60 лайнеров A350.
   Для России участие в выставке представляет меньший практический интерес. Достижения отечественной авиакосмической отрасли демонстрируются в основном в виде макетов, моделей и видеофильмов. АХК 'Сухой' покажет несколько моделей боевой техники. На прошлом салоне это было невозможно из-за угрозы ареста по тяжбе швейцарской компании Noga. На этот раз, четыре года спустя, европейцы увидят демонстрационные полеты наших истребителей. А корпорация 'МиГ' покажет учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ и фронтовой истребитель МиГ-29. Впрочем, Константин Макиенко, эксперт Центра анализа стратегий и технологий, отмечает, что принципиально новых образцов боевой техники на российской экспозиции нет. Редактор журнала Moscow Defenсe Brief Руслан Пухов считает, что участие в подобных выставках вряд ли несет практическую выгоду нашим компаниям, но необходимо для поддержания имиджа. Впрочем, и это, опасается Пухов, не позволит избежать снижения продаж военной авиатехники в этом году - переговоры практически ни с одним из потенциальных покупателей пока не позволяют рассчитывать на скорое заключение контрактов.
   Более серьезные надежды Россия возлагает на сотрудничество в космической области. Здесь нашу экспозицию выделяет модель марсианской станции НПО им. Лавочкина, а РКК 'Энергия' демонстрирует модуль кабины и агрегатно-бытовой отсек перспективного пилотируемого космического корабля 'Клипер', который предполагается использовать в структуре МКС и проектах, связанных с освоением Луны и Марса. По словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, 'Европейское космическое агентство рассматривает предложение по изготовлению конкретной части для этого космического корабля'.
   Из гражданских проектов на авиасалоне представлены макеты среднемагистральных региональных самолетов RRJ (Russian Regional Jet) - совместная разработка 'Сухого', американского Boeing и французской Snecma. Эти самолеты должны прийти на замену устаревшим Ту-134, которые летают уже не один десяток лет. Участие в салоне оказалось полезным для разработчиков RRJ. 'Сухой' впервые демонстрирует в Ле Бурже кабину пилотов для нового самолета RRJ, и в понедельник компанией был заключен контракт с французской THALES стоимостью 125 млн. долларов на оснащение авионикой этих самолетов. Первая 95-местная версия самолета будет произведена в 2008 году, а начиная с 2009 года эти машины пойдут в серийное производство. В понедельник же российскую экспозицию осмотрел президент Франции Жак Ширак, который, по словам главы Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина, высоко оценил сотрудничество между Россией и Францией в авиакосмической сфере.