27.04.2005  Москва: Концепция инновационной политики депутатами Мосгордумы отправлена на доработку

   26 апреля в Мосгордуме состоялось совместное заседание комиссии по предпринимательству, комиссии по экономической политике и комиссии по науке и технологиям, на котором обсуждался проект Концепции инновационной политики г. Москвы. Ее представил Игорь Чугуев, начальник управления координации инновационной деятельности Департамента науки и промышленной политики г. Москвы. В качестве ответственных депутатов от МГД за рассмотрение Концепции выступили Виктор Волков, Ирина Рукина, Евгений Балашов, председателем комиссии был назначен В. Волков. В заседании принял участие руководитель Департамента поддержки и равзития малого предпринимательства г.Москвы Евгений Егоров, а также Анатолий Герцен, начальник Управления топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, Анатолий Петровский, директор Международного научно-технологического парка «Технопарк в Москворечье», депутат Мосгордумы Дмитрий Катаев и др.
   По словам В. Волкова, проблематика инноваций в городе Москве стоит как никогда остро. «Если мы стремимся к такой амбициозной цели, как удвоение ВВП, то не обойтись без внедрения инноваций в науку и производство», - отметил он. Также В. Волков сообщил, что в предлагаемом проекте малому бизнесу отводится роль «первичной среды на пути от науки до промышленного производства». Он расценил этот проект Концепции как первую попытку, которая позволит, несмотря на наличие закона г. Москвы об инновационной деятельности, дать один вектор развития этой сферы, в том числе развития малого инновационного бизнеса.
   В своем выступлении депутат Мосгордумы И. Рукина отметила, что инновационный вопрос – это "вопрос вчерашнего дня": в Москве уже действуют и технопарки, и бизнес-инкубаторы, принята и утверждена постановлением правительства концепция ПРОМСИТИ, территориЙ инновационного развития. По ее оценке, вопрос об инновациях нужно рассматривать через призму реальных механизмов и инструментов реализации, предложенных Концепцией, а также постановлений правительства, законов г. Москвы. Она также высказала мнение, что не стоит излишне увлекаться лозунгами в ущерб конкретным механизмам и инструментам.
   Депутат Мосгордумы Е. Балашов считает, что в настоящее время назрела необходимость в инновационной концепции федерального уровня, которая должна будет определить долю участия государства в инновационной деятельности. В том числе в нее должны войти положения и об уже действующих субъектах инновационной деятельности. По его оценке, субъекты Федерации, в частности Москва, лишены возможности финансировать реализацию научно-технической политики, так как имеющийся закон не является полным.
   С основным докладом по данному вопросу выступил И. Чугуев, который раскрыл основные идеи предложенной Концепции. Он расценивает ее как "базу для движения вперед". Кроме того, он выразил мнение, что инновационные вопросы затрагивают интересы многих ведомств, но это не должно стать препятствием для их реализации. И. Чугуев также сообщил собравшимся, что после первоначального обсуждения проекта Концепции и создания экспертного совета по ее реализации, к третьему кварталу текущего года, если будет соответствующее постановление правительства, будет разработана комплексная среднесрочная программа развития инноваций. Он уточнил, что данный проект рассчитан на 2007-2009 гг., однако в планах - начало реализация Концепции в формате отдельных мероприятий в 2005-2006 гг. в рамках действующих программ.
   В своем выступлении И. Чугуев выделил главную "опорную точку" - что должно быть объектом поддержки. Он отметил, что раньше рассматривали отраслевые подходы, функциональные, а сейчас решили остановиться на комбинирующем подходе, который учитывает нехватку государственных ресурсов. Именно этот подход, по оценке начальника управления координации инновационной деятельности Департамента науки и промышленной политики, позволяет "высветиться живым структурам, ориентированным на рынок, и эти структуры должны стать объектом поддержки". В качестве конечного потребителя инноваций И. Чугуев предложил рассматривать рынок, а также госзаказ. Роль интегрирующего звена в этом процессе отводится ВУЗам. Он также упомянул о важности удержания кадрового ресурса. Что касается комплексной инновационной программы, то ей И. Чугуев отводит роль «идеологического зонтика». Это должна быть городская целевая программа, отметил он.
   В ходе дискуссии по предложенной Концепции докладчику И. Рукиной был задан вопрос относительно защиты инновационных разработок малых предприятий. По оценке И. Чугуева, такая защита должна быть государственной, например, эта услуга может предоставляться в рамках деятельности технопарков. Отвечая на вопрос о характере предмета концепции, И. Чугуев выделил два типа инновационных разработок: первый - в рамках решения важных для Москвы задач, связанных с экологией, энергетикой или транспортной проблемой, а второй - основывается уже на базовых технологиях – биотехнологиях, нанотехнологиях. Причем, по его оценке, в последнем случае есть перспективы и в плане создания рабочих мест, и получения дополнительных налогов.
   По мнению депутата Мосгордумы Дмитрия Катаева, концепция интересна как обзор существующей ситуации, но это не имеет отношения к тому, что должна делать законодательная власть. «По-прежнему мы недалеко отплыли от берега», - резюмировал он. Он считает, что государство должно создавать условия для инноваций, прежде всего, инфраструктуру, а не определять объемы оных. По его оценке, этот момент должен стать ключевым в Концепции. Также Д. Катаева заинтересовал вопрос наличия в Концепции механизма, поощряющего создание кластеров, а также их четкая дефиниция.
   По его мнению, участие государства в инновациях подразумевает жесткий бюрократический контроль.
   Выступая на заседании, руководитель ДПиРМП Евгений Егоров, прежде всего, отметил, что в Концепции недостаточно освещены такие аспекты, как правовая база, проблемы импортозамещения. Он высказал мнение, что в Концепции должны быть заложены интересы города. Перечислив проблемные вопросы городского хозяйства – экологию, транспорт, медицину, энергосбережение - он отметил, что очевидно - город не сможет найти средства на решение всех этих проблем. Однако в Концеции есть статья 11, которая предусматривает создание целевого бюджетного фонда. По его словам, федеральное законодательство запрещает просто вкладывать средства в различные фонды. Однако можно вложить недвижимость в фонд, и за счет этой недвижимости давать гарантию банкам по привлечению средств на развитие инновационной деятельности. По мнению Е. Егорова, в Концепции нужно определить, каким образом может быть вложена в фонд недвижимость, какая именно, и что за попечительский совет или наблюдательный совет будет контролировать деятельность данного целевого фонда.
   Обеспокоенность Е. Егорова также вызвало соотвествие данной Концепции новому проекту закона о конкуренции, который вносится на рассмотрение в правительство РФ. В нем предусмотрены ограничения по поддержке отдельных хозяйствующих субъектов, причем не только в сфере малого, но и любого бизнеса. Также он сообщил, что согласно данному документу, разрешено давать деньги на научные исследования, которые не приводят к результату. "О какой инновационной деятельности в таком случае может вообще идти речь?", - резюмировал Е. Егоров.
   Е. Егоров также поднял вопрос об устаревшем оборудовании, имеющемся в настоящее время в распоряжении предприятий. По его мнению, какие бы кластеры ни создавались, проблему нельзя решить без учета необходимости обновления оборудования. По словам руководителя ДПиРМП, возникает вопрос, какие лизинговые компании должны быть созданы с этой целью, какой им нужен уставной капитал и кто может его предоставить. Е. Егоров рассказал об успешном опыте выделения средств на эти цели Московской лизинговой компании, которая, работая с отдачей, вернула "все то, что ей дал город". Поэтому, считает он, целесообразно создание не только целевого бюджетного фонда, но и специализированной лизинговой компании, которой необходимо выделить средства на начальный этап развития, определить направления ее деятельности, а также механизмы контроля. По его оценке, именно эти две структуры - целевой фонд и специализированная лизинговая компания могут продвинуть "инвестиционный вопрос" вперед.
   Е. Егоров также отметил, что нужно заниматься продвижением продукции московских предпринимателей, связанной с "ноу-хау" и инновационной деятельностью. По его оценке, нужно не просто выезжать в регионы или зарубежные страны, а проводить маркетинговые исследования и ориентироваться на платежеспособных партнеров. С этой целью необходимо проводить мониторинг спроса и организовывать специализированные выставки. "Концепция должна быть полностью переделана", - сказал Е. Егоров, отметив, что в ней нет целостности.
   Подводя итоги заседания, В. Волков отметил, что Москва в вопросе инноваций отстала от других европейских столиц и для устранения этого разрыва необходим поиск нестандартных решений. Представленный документ, по его мнению, не отвечает на многие вопросы, прежде всего - не определяет источники финансирования. Председатель комиссии по предпринимательству считает, что документ должен быть универсальным. Он подчеркнул, что в Мосгордуме противников инновационного развития нет, поэтому можно рассчитывать на принятие документа после его существенной доработки. При этом перспективнее работать "не на формат программы, а на формат закона", считает он.
   Отвечая на вопросы журналистов, В. Волков сообщил, что в предложенном виде Концепция не отвечает на вопросы финансирования инновационной политики, динамики развития и координации работы всех ведомств в этом направлении. После того, как будут внесены необходимые правки, документ может быть предложен на рассмотрение правительству г. Москвы. По его оценке, Концепция инновационной политики должна "стимулировать поток инноваций как через финансовые механизмы, так и через механизмы государственного обеспечения, а также путем воздействия на частные интересы". У Москвы есть потенциал, отметил депутат, однако "нужен единый мотивирующий вектор", который будет способствовать тому, что Москва догонит по объему инноваций европейские столицы.