22.03.2024  Конструкция и особенности применения линейных подшипников

Линейные подшипники — это сборочные узлы, обеспечивающие плавное движение механизма вдоль одной или нескольких направляющих. Они используются везде, где важна точность и равномерность перемещения, от промышленного оборудования до транспорта и бытовой техники. Обычно линейный подшипник классифицируют по типу тел качения, установленных внутри (шарик или ролик). Существует также разделение по типу нагрузки, материалу, количеству рядов и т. д.

Шариковые линейные подшипники

За движение кольца вдоль дорожки качения у таких подшипников отвечают металлические шарики. Обычно они зафиксированы в сепараторе, но встречаются модели и без него. Подшипники без сепаратора вращаются не так быстро, но могут выдержать больший вес, чем сепараторные.

Шариковые линейные подшипники отличаются высокой точностью перемещения и низкой силой трения. Это позволяет использовать их в механизмах, требующих строгого контроля положения узлов. К сожалению, они очень чувствительны к механическим загрязнениям, поэтому нуждаются в регулярной замене и/или обслуживании (чистке и обновлении смазки). Особенно актуально это в случае использования шариковых подшипников открытого типа, без резинового или металлического уплотнителя.

Роликовые линейные подшипники

Вместо стальных или алюминиевых шариков в таких подшипниках используются ролики. Благодаря этому достигается равномерность распределения нагрузки на всю поверхность внутреннего и наружного кольца, что позволяет значительно увеличить грузоподъёмность узла.

Ролики могут иметь разную форму: цилиндрическую, коническую, игольчатую. Цилиндрические подшипники хорошо выдерживают радиальную нагрузку, но плохо справляются с осевой. Конический ролик предназначен для установки в точках с переменными нагрузками, а игольчатый подшипник — в опорных точках с нагрузкой, перпендикулярной оси вращения.

Варианты исполнения

Линейные подшипники производятся в разных вариантах исполнения. В одних моделях направляющие тел качения находятся на внешнем кольце, в других — на внутреннем. Часть подшипников комплектуется защитными шайбами и уплотнителями, часть — нет. Отдельная категория — специальные подшипники. Они изготавливаются производителем по индивидуальному заказу, поэтому отнести их к какому-то конкретному виду достаточно сложно. Существуют комбинированные подшипники, которые состоят из нескольких узлов, объединённых в одну деталь (радиальный+упорный). Они могут быть как разборными, так и неразборными.

Высоким спросом в промышленности пользуется корпусный подшипник, который служит основой для фланцевых соединений валов различного диаметра. Для увеличения жёсткости конструкции такие подшипники изготавливают из чугуна или нержавеющей стали. Для них существует отдельная классификация по форме корпуса, диаметрам осей и условиям эксплуатации.